Саша Гризо, инструктор по эндуро тренингам в РМТ, написал заметку, что делать, если вдруг выехал за пределы асфальта.
Я вам расскажу несколько основных правил, что делать, если вы оказались за пределами асфальта. Гравийка или грунтовка может застать вас где угодно, даже если вы изначально не планировали ехать по ней. Это может быть подъезд к красивому месту для фото или дорожные работы, или вынужденная смена маршрута. И вы должны быть готовы к такому повороту событий.
Конечно, в идеале было бы пройти тренинг по вождению мотоцикла по пересечённой местности. Подобные программы предлагают Школы по всему миру, в том числе и у нас в России, например РМТ или БМВ.
Но, к сожалению, многие сперва попадают в сложную ситуацию, а только потом задумываются о том, что могли обучиться заранее.
Тем не менее, вот вам экспресс курс выживания на мотоцикле в условиях пересечённой местности:
1. Встаньте – первое, что необходимо сделать, это встать на подножках со слегка подогнутыми коленями, нащупать ими узкое место вашего мотоцикла и зафиксировать его лёгким сдавлением колен. Ощутив, что вы держитесь за мотоцикл ногами, расслабьте руки, отведите локти в стороны и слегка наклонитесь вперёд, так чтобы голова оказалась над рулём. Не хватайтесь за руль, руки должны быть расслаблены и согнуты (не прямые). Ваши ноги и руки должны работать в такт с подвеской, поглощая неровности, не превращайтесь в зажатого в тисках Буратино – это принесёт больше вреда, чем пользы. Так же стойка даёт вам лучший угол обзора.
2. Поднимите взгляд выше – смотрите не под колесо, а минимум на 15-30 метров вперёд, так вы сможете планировать свою траекторию и заблаговременно объезжать ямы с острыми краями или другие жесткие препятствия. В том числе вы раньше сможете заметить летящий навстречу джиги-джип. И помните, что вы всегда едете туда, куда вы смотрите, так что не фиксируете свой взгляд на препятствиях, смотрите мимо них, туда, куда хотите поехать.
3. Два пальца – в условиях постоянно меняющейся дороги под колёсами и трясучки вам нужно одновременно быть готовыми к любому маневру, и к тому чтобы руль не выбило из рук, поэтому мизинцем и безымённым пальцем обеих рук вы должны нежно обхватывать грипсу (но не цепляться за неё), а средний и указательный пальцы должны лежать на рычагах тормоза и сцепления, для того, чтобы вы моментально могли их использовать при необходимости, не теряя время на перенос пальцев с грипсы на рычаг.
4. Используйте ноги – в езде по бездорожью мотоцикл управляется на так, как на асфальте. При повороте необходимо переносить вес на ВНЕШНЮЮ сторону/подножку (наоборот, от асфальтового руления). Поэтому при повороте, например, налево, вы должны наклонить мотоцикл налево, перенести вес на правую подножку, сместить свои таз, корпус и голову наружу от наклонившегося мотоцикла, опираясь коленом в узкую часть мотоцикла, которую вы нащупали ранее, и находиться в этом положении до выпрямления мотоцикла.
5. Попадание на зыбучий рельеф (песок, глубокий мелкий гравий и т.д.). Если вы заранее не распознали такой участок и свалились в него внезапно, не торопитесь останавливаться, тронуться будет не просто. Сместитесь максимально назад, возможно даже дальше, чем пассажирское место, и используя проскальзывание сцепления продолжайте подавать мощность на колесо, так вы пройдёте участок «на глиссере». Если вы останетесь в передней стойке и, не дай бог, ударите по тормозам, велик шанс, что вы закопаетесь и упадёте.
6. Если вы всё-таки соберётесь падать – то вы должны почувствовать, когда приблизитесь к точке невозврата и понять, что падение неизбежно. В этот момент постарайтесь не бороться «до победного», а вовремя отсоединиться от мотоцикла и упасть по отдельности. Это поможет избежать ситуации, когда мотоцикл придавливает вам ногу или ещё что-нибудь. Мотоцикл значительно легче и дешевле починить, чем человека. Берегите себя.
7. Изучите возможности своего мотоцикла – в современных мотоциклах полно электроники, которая способна вам помочь или наоборот навредить на бездорожье. Изучите инструкцию, узнайте какие ассистенты установлены на вашем мотоцикле и научитесь их включать и выключать заранее. В боевых условиях вам будет некогда с этим разбираться.
8. Настройка мотоцикла – если вы понимаете, что вам ехать достаточно долго по оффроаду, то есть смысл потратить 10 минут на небольшие приготовления
- Опустите ветровое стекло, если есть возможность регулировки
- Сложите/скрутите зеркала
- Уберите резиновые вставки из подножек, это поможет вам лучше держаться ногами и исключить соскальзывание ноги
- Спустите заднее колесо до 2-2.2 атмосфер, это даст вам большую плавность хода и лучший зацеп (переднее не спускайте, иначе есть шанс погнуть диск об камни)
- Так же можно переключить подвеску в более мягкий режим и проверить, хорошо ли закреплены кофры/сумки
Эти небольшие приготовления достаточно сильно повлияют на ваши ощущения от дороги, не ленитесь потратить на них 10-15 минут. Всем удачи и до встречи в эндуро школе РМТ или в турах!