Перейти к основному содержанию

Навигация в мотопутешествии

Сегодня обсудим вопрос навигации. Навигация для путешественника – такой же важный инструмент, как его мотоцикл, так что стоит внимательно относиться к этому вопросу.

Начнём, можно сказать, со «спойлера», идеального решения пока нет. Так что, каждый путешественник сам выбирает свой формат навигационного решения. Как самый необычный пример, можно привести австралийцев, которые к нам приезжали в 2018 году. Эти парни вообще не пользовались навигацией, группа из 20 человек ехала по бумажным картам. Терялись и путались, конечно, но у каждого свой формат приключений.

Навигаторы Garmin. Самое очевидное решение вопроса.

Изначально мы использовали только Garmin, родные для BMW навигаторы Motorrad Navigator V. Впрочем, навигаторов Garmin великое множество, все они имеют примерно одинаковые достоинства и недостатки в нашем формате.

Начнём с достоинств, Garmin это Garmin. Они прочные, надёжные, такой навигатор можно уронить на асфальт, и ему ничего не будет. У Garmin есть специальная программа Base Camp, позволяющая импортировать на навигатор домашние заготовки с маршрутами, треками и маршрутными точками. Можно ехать не по маршруту, а по «треку», то есть по линии, что очень полезно на жёстком оффроуде, когда дороги, которая тебе нужна, может просто не быть на карте. Или, когда дороги в регионе настолько плохо прописаны в карте, что навигатор будет глючить. Ещё, если говорить о BMW Motorrad Navigator V и VI, то их можно интегрировать в бортовую систему мотоцикла, и управлять напрямую через компьютер байка, такие «пакетные решения» это всегда очень удобно.

А вот теперь о недостатках, и мы их тоже выявили не мало. Самый главный – то, что в условиях России навигатор часто и откровенно «сусанит», строит маршруты по непонятной логике, выбирает тропинку там, где есть автострада, а когда ты хочешь съехать с асфальта, наоборот упорно возвращает тебя на трассу. Мы пробовали играть с настройками маршрута и картами, но, к сожалению, программное обеспечение у Garmin застряло где-то в двухтысячных, и с тех пор не сильно изменилось. Например, интерфейс шестого навигатора в точности копирует интерфейс пятого, только в новом корпусе и с новым экраном. Программа Base Camp работает, но её тоже не назвать шедевром, строить в ней маршруты – достаточно трудоёмкое занятие, там, где в Google или Яндекс маршрут строится за десять минут, в Base Camp может уйти два часа. Карты стоят денег, заливать и обновлять их приходится вручную с компьютера, и сами карты не всегда актуальны. Кроме того, к недостатку можно условно отнести стоимость, она достаточно большая, хотя тут вопрос субъективный, уж очень качественное исполнение у Garmin.

Вывод: Навигаторы Garmin не однозначные. В одном регионе они работают отлично, в другом начинают создавать проблем больше, чем решать. Если бы эти навигаторы обладали современным интерфейсом, допустим на базе Android, с возможностью установить сторонние программы навигации, они были бы идеальны. А сейчас – на любителя. Впрочем, некоторые матёрые путешественники старой школы, к примеру Рома и Рубцов, до сих пор ездят со старым Garmin по типу Montana, и их всё устраивает.

Смартфон. Самый популярный вариант навигации.

Достоинства использования смартфона в роли навигатора очевидны. Это удобный интерфейс, отличные навигационные программы (о них позже), а также то, что смартфон у каждого из нас уже есть, его не нужно покупать отдельно.

В то же время, смартфон имеет ряд недостатков, можно сказать, это прямая противоположность Garmin. При своём шикарном интерфейсе, смартфоны имеют много проблем по железу. Первое, это конечно, ударо и влагостойкость. Далеко не все смартфоны выдерживает воздействие окружающей среды, но это – решаемый вопрос. Самый большой недостаток смартфона – это то, что его можно перегреть. В отличие от навигаторов, которые рассчитаны на самые жёсткие условия, смартфон, да ещё и стоящий на постоянной зарядке, очень быстро нагревается в жару. И если при путешествии на север, или по средней полосе, это проявляется редко, то на юге вы можете вовсе остаться без навигации, потому что в +30 и на солнышке, которое светит прямо в экран, смартфон начнёт отключаться моментально. Это – главный недостаток. Ещё у смартфонов, как правило, нет возможность управления в перчатках. Сейчас есть перчатки с контактными областями для работы с экраном - но их надо искать и покупать, к тому же, срабатывания на них у экрана не всегда хорошие. И напоследок, если вам поступает звонок, то вся ваша навигация слетает, а на экране появляется фотография вашей жены, которая решила поинтересоваться, как у вас дела. Тоже не самый удобный момент, когда впереди как раз развязка типа «бабочка», и вам нужно понять, какой съезд – ваш.

Альтернатива – использовать в роли навигатора резервный защищённый смартфон. Запасной смартфон – это всегда хорошо в большом путешествии, кроме того, это позволит не рисковать дорогим основным телефоном, и разделить функции связи и навигации, чтобы одно другому не мешало.

Какими навигационными программами пользоваться? Для России можно выделить две основных программы, Яндекс Навигатор, и Maps.Me.

Яндекс Навигатор – это идеальное решение в городах, где есть интернет, и в то же время бывают пробки. Въезжать в крупный город по оффлайн картам – как правило плохая идея. Кроме того, у Яндекса удобный интерфейс, самые адекватные маршруты, и он показывает грунтовые участки, если они есть. Яндекс Навигатор часто обновляется и показывает новые развязки, альтернативные маршруты. Так же есть удобный поиск заправок и достопримечательностей, голосовое управление. Яндекс более применим для России, Google, - для остального мира, отдельно не будем рассматривать Google, всё примерно одинаково.

Maps.Me – это больше вариант для езды по «пампасам». Очень удачная программа, работает оффлайн и онлайн, карты загружаются заранее. На картах обычно обозначены все, даже самые мелкие дороги, плюс много разных полезных точек – АЗС, достопримечательности и прочее. Отображает грунтовые участки. Ещё одно не всем известное достоинство Maps.Me – то, что в эту программу можно загрузить трек (параметризованная линия на карте), как в настоящий навигатор вроде Garmin. Это позволяет более удобно строить маршруты, использовать опыт других путешественников при планировании своей поездки, а также ехать по треку там, где обычная навигация воспринимает дороги как пешеходные тропинки. Недостаток Maps.Me – то, что иногда строит маршруты достаточно причудливым образом, впрочем, делает это реже Garmin.

Как крепить телефон. Важный вопрос, у телефонов не бывает кредла, как у навигатора.

Держать в кармане, слушать по гарнитуре. Самый не удобный вариант, очень часто бывает, что «поверните направо» недостаточно для понимания, на какое именно право повернуть. Применимо в случае, когда «поверните направо через 450 километров», или, когда вы знаете маршрут наизусть, и навигатор поставили чтобы не забыть о съезде. Ещё один вариант использования – резервный, когда основной навигатор на руле, а подсказки в ухо – на случай, если он заглючит.

Сумка на бак. Большинство сумок имеют сверху прозрачный чехол для телефона, планшета или карты. Но это – ещё один пример плохого решения. Главный недостаток в том, что туда очень неудобно смотреть. Когда вы смотрите на навигатор, стоящий на руле, или над приборной панелью, вы контролируете то, что происходит вокруг вас. Когда вы смотрите на бак, вы полностью теряете обзор вперёд, а это недопустимый риск, всё равно что ехать зажмурившись. Кроме того, телефон на баке оказывается под воздействием прямых солнечных лучей, и очень быстро греется. Этот вариант можно использовать только как резервный, если, например, вы ехали по навигатору, а он отказал, и пришлось задействовать телефон чтобы доехать.

Держатель на руль не герметичный, то есть просто зажим для телефона. Отличный удобный вариант, если погода сухая, или если ваш телефон водозащитный. На жаре несколько отсрочит момент, когда телефон перегреется. Но если пошёл дождь… сами понимаете. Даже если телефон обладает влагозащитной, некоторые модели реагируют на капли воды на экране, как на прикосновения рукой.

Держатель на руль «герметичный». Тут всё не однозначно. В жару в таких держателях очень быстро перегревается телефон, доставать – убирать не удобно. Но если телефон не защищён от дождя, то с этим приходится смириться. Ещё один недостаток – то, что большинство таких чехлов очень хлипкие, редко переживают половину сезона. Впрочем, есть хорошие исключения, например GIVI делает шикарные держатели для телефона. Они крепкие и надёжные, у них не рвётся молния, прочная штанга и шарнир, а также есть козырёк, который помогает меньше греть телефон. Один минус – цена, но она окупится, т.к. китайские чехлы вам придётся часто менять, а этот – на века.

Есть ещё разные экзотические варианты, например, сумка на руль от Wunderlich, но это по большому счёту – вариация на тему одного из описанных выше способов.

Вывод: смартфон – самое технологически продвинутое решение, сейчас многие путешественники используют их для навигации. Достоинства – хороший интерфейс, большой выбор навигации и карт. Минус – перегревы в жару, уязвимость телефонов к внешней среде, неудобства, когда одно устройство отвечает за всё – навигация, звонки, фотографии.

Третий путь. Альтернативные варианты навигации.

Карты, компас, звёзды, солнце, мох, спросить у местных. Самые классические варианты навигации, некоторые до сих пор так ездят. Можно, почему нет, просто в 21 веке есть большое количество современных решений.

Альтернативные модели навигаторов со своим ПО. Таких не мало. Есть TomTom, Navitel, Neoline и огромное количество китайских нави. Все они имеют примерно те же недостатки, что и Garmin – лишь одна навигационная программа, не идеальный софт, сомнительный интерфейс. Что касается достоинств Garmin, супернадёжности и интеграции с мотоциклом/компьютерным ПО, то за счёт бюджетности этого всего как правило нет. Впрочем, вполне может быть, что среди наших читателей найдутся адепты какого-то другого мото-навигатора, которые вполне эффективно им пользуются.

Альтернативные навигаторы на базе Android. Как вы уже поняли выше, два самых популярных варианта навигации, Garmin и мобильный телефон, имеют прямо противоположные достоинства и недостатки. Garmin надёжны, но слабы в навигации и ПО, а телефоны обладают отличным ПО, но перегреваются, могут промокнуть, повредиться итд. Разумным решением было бы объединить эти достоинства в специальном мото-навигаторе, с ПО на базе Android.

Артём решил попробовать рынок китайских мото-навигаторов, благо в поднебесной тоже догадались, что устройство востребованное. Взял лучший по отзывам китайский Android мото-навигатор «Fodsport». Если коротко, то всё с китайцами не так радужно. Идеальная задумка, но реализация кривая. По сути, такой навигатор – это планшет в ударопрочном корпусе, и со специальным мото-кредлом. Достоинства – то что можно установить Яндекс и Мэпсми, всё это работает, не боится воды, почти не перегревается, интегрировано в бортовую сеть мотоцикла, есть WiFi, можно включить раздачу с телефона и ехать по онлайн картам. Недостатки – достаточно низкая производительность, например Яндекс порой тормозит, глючная операционная система, порой пытающаяся отключить навигатор из-за падения напряжения в бортовой сети, сама зарядка непонятная, при использовании мощных программ, вроде Яндекса, батарея высаживается быстрее чем навигатор заряжается. В общем, решение в задумке хорошее, но реализовано плохо. И судя по всему, пока что это касается всех китайских мото-навигаторов.

Майк решил попробовать более люксовый вариант, и купил планшет Samsung Tab Active 2. Достаточно большой планшет от именитого бренда, оказался куда более удачным решением. Достоинства: под него есть различные кредлы с питанием, очень качественное исполнение, влаго-и-удароустойчивость, отличное железо, яркий экран, возможность управлять экраном в перчатках. Плюс этот планшет можно использовать в путешествиях как мультимедиа или для работы, вполне полноценный планшетник. Минусы. Во-первых, он очень большой и довольно тяжёлый. Майк пытался установить его над приборной панелью, но на грунтах крепления ломались. Установка на руль оказалась более надёжной, но всё равно, у вас огромный экран в не самом удобном месте. Ещё один недостаток – цена, в России 50-55 тысяч плюс крэдл, но можно купить на Ebay или на Авито тысяч за 25 в хорошем состоянии.

Теоретическое решение. Если найти не слишком дорогой мобильный телефон, который будет защищён от воды и ударов, будет обладать хорошей производительностью, и главное – не перегреваться в жару на солнышке, и на зарядке, то это будет идеальный вариант. Проблема в том, что по параметру «устойчивость к перегреву» никто не проводит тестов, слишком специфичные условия, так что это лотерея.

Советы:

Если используете онлайн карты - заранее скачайте те области, через которые проходит ваш маршрут, как правило у программ есть такая функция.

В дальнем путешествии лучше иметь запасной вариант навигации - положите в кофр резервный, пусть старый смартфон, и крепление на руль. Основной навигатор может сломаться, разбиться или потеряться, а остаться без навигации в дороге - очень неудобно.

Для питания смартфона удобно использовать провод-пружинку, она компактнее и в случае чего, меньше риск рывком повредить гнездо питания в смартфоне.

Старайтесь располагать навигатор так, чтобы периферийным зрением вы продолжали контролировать дорогу. Идеально - по центру над приборной панелью.

Лайфхак сезона 2021. На базе Google Maps есть сервис Google My Maps (да, разница есть, это не совсем одно и то же). Так вот, в Google My Maps есть возможность экспортировать маршрут в формате трека KML/KMZ, с последующей заливкой в Garmin, либо в Maps.Me. Это помогает в навигации по второстепенным и грунтовым дорогам.

 

Нави

Нави