Нас периодически спрашивают, почему мы не делаем туры на Харлеях и как мы вообще относимся в ХД. Дело в том, что культура турэндуро сообщества, где сейчас самым популярным брендом является БМВ, и культура ХД, сильно отличаются. И вот почему.
В восьмидесятые, с появление первых гусей, немцы стали продвигать тему мотопутешествий. Мир большой и находится на расстоянии вытянутой руки, все что нужно сделать, это купить мотоцикл и отправиться в путь.
БМВ клубов в мире в разных странах в то время было мало, они только появлялись и были немногочисленными.
Немцам очень повезло в 2003 году, когда в Long Way Round на 1150GS поехали Чарли Бурман и Эван Макгрегор. Это был супер пиар мотоцикла и формата. Фильм получился хорошим и вдохновил тысячи людей по всему миру отправиться куда-то дальше соседней страны. И дал сильнейший импульс развитию туризма/путешествий.
Каждый БМВ клуб, а в мире сейчас таких около 350 в разных странах (больше всего в США и Италии), резонно задался вопросом, а давайте тоже куда-то съездим, не вокруг света, но хотя бы в Марокко, или в Норвегию, или в Россию? И постепенно они начали делать такие выезды, еще в середине двухтысячных.
Все следующие годы, можно сказать два десятилетия, БМВ активно продвигала туризм, путешествия, помогали кругосветчикам, в какой-то момент стали проводить GS Days, GS Trophy, стали появляться эндуро парки, появилась школа обучения и сертификации мото тур гидов в Германии. Турфирмы из США, Италии, Франции, Канады, Бразилии и Австралии посылали туда своих тур гидов, чтобы обучить их по немецкой технологии.
Как результат, сегодня у нас имеется комьюнити людей, в России да и во всем мире, которым хочется путешествовать на мотоцикле. Да, безусловно многие покупают 1250GS в топовой комплектации, со всеми возможными допами и не едут дальше Рязани, но многие едут, и путешествуют. И даже те, кто не едут, зачастую хотят, просто не умеют, не знают, нет компании. Но посыл изначально правильный, Гусь покупается для путешествий.
ХД
Все это время, пока БМВ создавали и прокачивали путешествия и формат GS, Харлей работал над другой концепцией. В 80-ые годы ребята из Милуоки придумали Хоги/Чаптеры, тусовки владельцев ХД вокруг дилеров ХД в разных штатах/странах.
Турэндуро мотоциклов у ХД не было, топовые туринговые модели (электрички) сделаны под хороший асфальт. Классные мотоциклы, вопросов нет, но дороги под них можно найти только в США и Европе.
По России до 2010 года на таких мотоциклах было сложно ездить, да и сейчас Алтай, Магадан, Кавказ, Абхазия, Рыбачий и другие места закрыты. В мире аналогично, Африка, Азия, Австралия, Латинская Америка – везде дороги для турэндуро мотов. А значит говорить и продвигать путешествия по миру смысла не было.
В итоге ХД стали развивать ХОГи в формате ежемесячных встреч в баре выпить пива, пообщаться. Мотоцикл вторичен, важна тусовка, братство, членство в закрытом привилегированном обществе. Иногда, пару раз за сезон, можно выехать куда-нибудь в формате выходных и достаточно. Фокуса на длинных путешествиях нет, потому что мотоциклы не подходят, да и не нужно это большинству.
Конечно, есть исключения и на ХД едут, и в кругосветку, и в Магадан. Но это единичные случаи, в основном владение ХД – это не про езду, а про тусовку.
Думаю, многие слышали истории, что в США на многие крупные моторалли харлеисты приезжают в домах на колесах, к которым сзади прицеп подцеплен с мотоциклом. Харлей везут в прицепе, даже если место встречи в 1000 км и доехать можно за 1-2 дня. Но это много и так далеко харлеисты ездить не привыкли, 100-200 км норм, ну 300-350, но не более.
А что у нас?
Наши харлеисты, конечно, более боевые, ездят, и 500, и 1000 км в день. Сибирь так и больше, им до Европы 4000-5000 к в одну сторону. Но в целом ситуация похожая.
К нам регулярно приезжают харлеисты, у многих есть БМВ в гараже или другой турэндуро мот.
Все понимают, что для России нужен турэндуро, потому что ездить по федеральным трассам скучно, а на всех остальных дорогах у нас местами плохой асфальт, местами ямы, иногда грунт.
Ну вот как можно поехать на ХД в Абхазию или на Алтай, в Дагестан или Магадан, на Рыбачий или даже в Крым. Везде грунтовые участки, везде местами плохой асфальт. Понятно, что проехать можно везде, но какой ценой и какое от этого удовольствие? Поэтому у всех “путешествующих” харлеистов в гараже два мота, БМВ и ХД.
Окей гугл, если турэндуро у ХД до недавнего времени не было, про Пан Америка чуть ниже, почему бы не сделать туры под классические электрички? Здесь есть две непросто решаемые дилеммы.
Первое, в России мало мест и дорог, куда можно доехать на ХД. И это быстро не изменится, учитывая как у нас любят перекладывать каждый год одни и те же федеральные трассы и шоссе в Москве, но не браться за местные и региональные дороги.
Второе, большинство харлеистов хочет 4-5* отели со СПА и пробеги 250-300 км в день. У нас такого пока что мало, и с пробегами по 250 км в день мы никуда не уедем. И это при том, что 250 км в день по хорошему асфальту.
Пан Америка
Мы думаем ХД совершил стратегическую ошибку, что не выпустил турэндуро раньше.
Но все можно изменить, и вышедший на днях Пан Америка имеет все шансы это сделать. Мы не знаем, что это будет за мотоцикл, не видели его в живую, но у ХД есть сильное комьюнити и лояльность, бренд и сеть дилеров. Есть все предпосылки, чтобы отобрать у БМВ часть рынка турэндуро.
Мы относимся к этому позитивно, потому что мы не про БМВ или ХД, мы про путешествия. И чем больше людей будут путешествовать, тем лучше.
Я тут пишу про эти два бренда, но мы уважаем и относимся с глубоким почтением ко всем владельцам Хонд, Кавасаки, КТМ, Сузуки, Триумфов и других брендов. Не важно на чем вы путешествуете, главное ездите.
Так вот, появление Пан Америки дает большой армии поклонников ХД инструмент для дальних поездок по самым интересным и живописных уголкам России и мира. Если все правильно сделать, это инструмент будет востребован.
Мы, со своей стороны, изучаем вопрос добавления новых Пан Америк в наш парк и организации туров на ХД для любителей ХД. Хотя, на самом деле, нет смысла делать туры только под ХД, потому что какая проблема, если в группе будет КТМ, несколько гусей, несколько ХД и несколько Африк/Тенере. У нас нет брендовой дискриминации, вместе только веселей.
Вот раньше, если бы мы в группу с турэндуро мотами взяли HD Road King или Ultra Glide, то возникали вопросы, как нам всем ехать на Алтай или в Абхазию. Дорожные ХД там не везде проедут и значит нужно под них отдельный маршрут строить, весь тур, по сути, переделывать. Но с Пан Америкой этот вопрос решается сам собой, все едем по одному маршруту.
Что касается пожеланий 4-5* отелей со СПА и пробегами 250-300 км в день, то это, по нашему мнению, легко решается. Здесь вопрос скорее сложившейся традиции, культуры, но с появлением новой модели, на которой можно комфортно далеко ехать, многие быстро перестроятся под 500 км в день и ночь в палатке на берегу Баренцева Моря. Да и знаем мы на Колыме один СПА отель, в фильме Дудя про Колыму его показывали. И в Абхазии в Очамчире есть приватный гостевой дом под вип компанию…