Перейти к основному содержанию

Скаут поездка по Северному Кавказу (Дагестан, Чечня) в августе 2020

В начале августа мы были в Дагестане – поехали посмотреть дороги, уровень отелей, кафе и ресторанов, манеры вождения, АЗС и прочую инфраструктуру. Северный Кавказ давно был в зоне интересов, но каждый год не было времени, Транссибы, Магаданы, Алтай и прочие туры, было не уехать. В этом году из-за коронавируса загрузка была поменьше, появилось окно.

Наш маршрут: Сочи – Пятигорск – Махачкала – Горный Дагестан (5 дней) – Чечня – Ингушетия – Владикавказ – Сочи. В Дагестане мы провели почти неделю, остальные регионы больше проездом, хотя и проездом увидели много интересного.

Не будем по дням расписывать, где мы были и что делали: Старый город в Дербенте, Чох, Гуниб, Гамсутль, Сулакский каньон и Чиркейская ГЭС, мечеть Сердце Чечни, Кезеной-Ам и так далее - про все эти места вы можете посмотреть в любом путеводителе по региону. Лучше расскажем свои личные наблюдения и специфику путешествия по Северному Кавказу.

Часть первая, по дороге в Дагестан

Первое, с чем мы столкнулись, это транзит через Чечню. Мы ехали из Пятигорска сразу в Дагестан и хотели посмотреть Чечню на обратном пути, то есть по трассе думали проехать, не заезжая в Грозный и другие места.

За Пятигорском мы уперлись в российский военный блок пост на выезде из России. БТР, снайперы, колючая проволока, осмотр машины (мы поехали на авто), стандартные вопросы куда едете, зачем, запрещенное что есть, пару сумок пропустили через метало детектор.

Далее 100 метров буферная зона, и мы попали на примерно такой же блокпост, на этот раз на въезде в Чечню. Снова снайперы, военные, на этот раз чеченские. Вообще, выглядит все это очень странно, мы вроде в России находимся, а как будто нет.

Ничего особенного, пропустили везде без проблем, но возникают вопросы, зачем два блок поста, зачем столько военных, если говорят в регионе сейчас безопасно. Сразу появляется чувство тревожности, напряженности.

Может из-за недавнего коронавируса, конечно, все это, мы не знаем. Формально проблем с въездом не было, и мы попали в Чечню.

Дороги хорошие, на улицах чисто, дома ухоженные, водители спокойные и никто не носится, ездят все по правилам. Много фотографий Кадырова, и Путина. Мужчинам в шортах ходить нельзя, ноги не должны быть голыми, женщинам нужно покрывать голову и конечно никаких минишортиков.

Примерно через два часа мы выехали из Чечни и оказались в Дагестане. Еще несколько часов и мы в Махачкале. Если вы спросите, что нам не понравилось в Дагестане, так это Махачкала.

И не понравился она в первую очередь из-за ужасного траффика. Местные носятся как сумасшедшие, со светофоров с визгом резины девятки срываются. На мотоцикле нужно быть очень и очень осторожным. В горах, к слову, водят нормально, мы боялись там будет так же, но нет, норм.

В Махачкале всего три нормальных отеля, да и те не идеальные, например закрытой парковки для мотоцикла нет нигде, кроме одного отеля.

В большинстве кафе и баров города алкоголь не продается, чтобы выпить вечером бокал вина или кружку пива нужно найти туристический ресторан, где такое есть.

Часть вторая, горный Дагестан

Мы много где были, но горный Дагестан самое красивое, что мы видели. Горы здесь высокие, разные, с ущельями, озерами, долинами, ступенчатыми террасами, небольшими и большими аулами, серпантинами, старыми заброшенными городами, разные типы гор и пород, и черные вулканические, и как на Эльбрусе, и зеленые как на Бали. На небольшой территории такое разнообразие - очень круто.

Основные дороги в горах асфальтовые, но все самое красивое, как это часто бывает, находится там, куда ведет только грунт. Наш вердикт, если вы на дорожном мотоцикле и без опыта езды по грунту, то можно посмотреть много всего с асфальта, но вы увидите 25-30% всех мест, куда стоит попасть. Это тоже немало и для первого раз вам хватит за глаза, но для полного погружения в этот регион нужно выезжать на грунт.

Грунт здесь сложный, причем сложный по совокупности факторов. Первое – длина грунтовых участников, 30-60 км, может быть 80 км. И это не прямая укатанная дорога, по которой можно ехать 50 км/ч, а горные серпантины, подъёмы и спуски, каменистые участки, легкие броды, переменчивая горная погода. Средняя скорость будет 15 км/ч.

За час вы такой отрезок не проедите, 60 км будете ехать с остановками часа 3-4, может дольше, и все это время не будет АЗС, кафе, туалетов, интернет местами. В аулах, которые вы будете проезжать, будет несколько сельских магазинов. То есть все нужно везти с собой - еду, посуду, горелку, запас бензина, запчасти и инструменты. Вы сами по себе где-то далеко, одни, в горах.

В этом есть романтика, нетронутая красота, но одно дело ты с машиной сопровождения едешь, куда в  багажник положил все вещи, другое дело один на мотоцикле, где места меньше, да и тяжелый он становится для езды по грунту.

Машины в удаленных регионах встречаются раз в час, мотоциклы вообще не встречаются. Вообще в Дагестане мотокультура только появляется, думаем сейчас на весь регион там 50 мотоциклов, почти все они в Махачкале.

Как результат, нет мото магазинов, мото сервисов, мото эвакуаторов, мото резины – ничего нет, просто потому, что еще не успело появится. Местные мотоциклисты, те же бмвшнки, ездят к дилеру в Краснодар на ТО.

В Махачкале есть пару автосервисов, где механики мотоциклисты и могут заменить масло, поменять колодки, но понятно у них нет диагностического инструмента и посмотреть, что за check engine горит на приборке нельзя, и нет никаких расходников, вилка потечет нужны свои сальники, пыльники, масло.

Продолжаем про горные грунтовые дороги – еще одна опасность, это множество каменистых подъемов и спусков, где в дождь на тяжелом мотоцикле очень легко прилечь и запросто можно пробить картер или крышку двигателя. Да и самому можно легко получить травму приложив мот на ногу или неудачно выставив руку.

Плюс один раз неудачно влетели в камень на скорость - диск погнули. Литой мото диск не факт, что вообще где-то в Дагестане могут выправить. У нас на все Сочи одно место такое есть.

То есть цена ошибки очень высока, нужно иметь высокий скил езды по грунту, чтобы ехать в Дагестан.

Ситуация изменится со временем, но нужно отдавать себе отчет, что вы должны быть автономны и самостоятельно. Рассчитывать стоит только на себя. Нам, собирая группу в Дагестан, в машину сопровождения нужно положить примерно то же, что мы берем в Магадан – полный набор для автономного путешествия. Не как мы в Абхазию едем, когда у нас в Адлере, и дилер, и несколько сервисов, и мы вдоль моря ездим с теплой погодой даже зимой.

Часть третья, инфраструктура

Отели  – их, как вы могли понять по Махачкале, мало и уровень сервиса оставляет желать лучшего, хотя ситуация меняется. Несколько лет назад в горных районах отелей вообще не было, селили туристов в гостевых домах, удобства на улице. Сейчас появились хоть какие то места и уже намного лучше.

Для понимания ситуации пару примеров. В Гунибе остановились в одном из лучших отелей, завтрак с 8 до 10. Приходим в первый день к 9, нам говорят сегодня каша овсянка, творог со сметаной, сыр с маслом и хлебом, чай и кофе. Выбора нет, принесли все оперативно.

Приходим во второй день к 9:30, нам говорят сегодня каша овсянка, творог со сметаной, сыр с маслом и хлебом, чай и кофе на завтрак. Но творог, сыр и чай с кофе закончились, сейчас кашу принесем, больше ничего нет. Какой-то замены, выбора, альтернативы нет, не хочешь есть овсянку на молоке – твои проблемы.

Еще едем в Дербент, с утра за завтраком бронируем через букинг отель, получаем подтверждение. Вечером приезжаем, молодой парень на рецепшн говорит наш номер занят. Звонит старшему, тот приходит и выясняется, что он не проверял сегодня заявки от букинга, ну и кто-то приехал, менеджер просто заселил людей в наш номер, а все остальное занято. Эта шайтан система не понятно как работает, букинг, шмукинг.

К чести менеджера стоит сказать, что он много извинялся, нашем нам другой отель, позвонил туда предупредил, дал адрес – в общем, всячески старался исправить ситуацию и это было правильно. Мы на него обиды не держим, просто как пример молодого туристического рынка, где могу потерять вашу бронь, может кончиться еда на завтрак.

Заправки – сетевых заправок нет, но есть хорошие местные АЗС, на некоторых есть магазин, кафе и туалет внутри!!! С туалетами проблема, почти везде будка на улице, девушкам будет сложно.

По еде – все вкусно, но есть такой нюанс, в горах везде шашлыки, картошка, мучное, помидоры/огурцы, суп мясо с картошкой. Все. Мы через два дня наелись шашлыков, но рыбы нигде нет, салатов нет, только помидоры/огурцы и греческий. Если вы вегетарианец или на каком-то правильном питании – надо об этом подумать заранее.

Горные аулы и села в Дагестане в хорошем состоянии – на высоте 2000 метров и выше в аулах ухоженные дома, новые крыши, стеклопакеты, аккуратные заборы. Опять таки, из разных подкастов, которые мы слушали, из разговоров с местными мы поняли, что люди живут здесь вполне самодостаточно. Есть свой дом, огород или небольшое хозяйство, дети в городах работают и присылают старикам небольшую денежку каждый месяц, с учетом пенсии и/или подработки на месте им норм.

Дагестан считается один из трех мест на земле!!! где сохранился свой, самобытный уклад жизни, традиции, порядки и обычаи. Здесь похищают и выкупают невест, приносят баранов в жертву по праздникам и соблюдают ряд других обрядов и обычаев. Конечно, интернет и остальные блага современной жизни проникают в быт людей, но их влияние не сильно.

Люди живут в горах и их все устраивает. Туристы и так есть, не много, но этого достаточно.

Думаем, Дагестан останется в ближайшие годы более экзотическим направлением, для тех, кто хочет чего-то необычного, самобытного, настоящего. Это не хорошо и не плохо, в “диком” Дагестане есть свой шарм, просто нужно правильно управлять ожиданиями и понимать, куда вы едите.

Еще из интересного, на дорогах нечасто, но встречаются посты полиции, иногда вас могут остановить проверить документы, и даже зарегистрировать вас.

Мы первый раз, когда нас так остановили, не задавали вопросы, отдал паспорт и все. А второй раз стало любопытно, говорим, что за регистрация, зачем? Полицейский не мог внятно ответить, ну я просто, говорит, запишу ваши паспортные данные. Мы говорим для чего? Ну просто, чтобы было, вам что жалко? Не жалко, но на территории РФ находимся, нас не нужно регистрировать. Он говорит, ну не хотите, и не надо, и не стал брать паспорта и отпустил нас так.

Думаем это осталось с недавних времен, когда здесь было не очень безопасно, частенько вводился режим КТО (контр террористическая операция, он и сейчас изредка вводится) и для безопасности туристов лучше всех фиксировать, чтобы потом понимать, кто где может быть.

Часть четвертая, Чечня

Пробыли мы в Дагестане неделю и поехали в Чечню. В этот раз мы заезжали в регион через Ботлих и горные дорожки. Никаких КПП по дороге не было, просто ехали по грунтовке и в какой то момент оказались в Чечне, это стало понятно по чуть другим кафешкам, новым асфальтовым дорогам и указателям.

Нашей первой остановкой был Казенойам, горное озеро, недавно открытое для посещения туристов. Можно условно сказать, что это чеченский мини Байкал – вода чистая, холодная, места красивые. На берегу озера несколько лет назад построили туристический комплекс – гостиницу, ресторан, беседки, домики для отдыха компанией.

В отеле на рецепшн без улыбки и не поднимая глаза от компьютера с нас взяли оплату за номер и дали ключ. Во сколько завтрак, пароль от вай фай, какие развлечения есть на территории отеля - ничего. Без эмоций. Ну ок, мы не капризные.

Пошли погуляли по территории, много местных, готовят шашлыки в беседках, громко играет музыка из кафе и машин на парковке. У чеченцев свой язык, своя музыка, своя религия, свои традиции и культура. От всего этого чувствуешь себя как будто не в России, а где-то заграницей оказался.

Посмотрев озеро, решили поехать в заброшенный город неподалеку, там же сторожевая башня. Идет реставрация деревни, хотят сделать туристический объект. Задумка красивая и должно быть интересно.

На следующий день план был поехать в Грозный и далее вечером во Владикавказ. Едем по Чечне через села и деревни в сторону Грозного, в какой-то момент упираемся в небольшой блок пост, военный Камаз с бойницами, машина ДПС, снайпер стоит. Инспектор ДПС спрашивает, откуда и куда едем. Говорим из Дагестана, через Ботлих и Казенойам в Грозный, далее в Сочи домой. ДПСник говорит, идите вон к тому мужчине около Камаза, скажите ему тоже самое.

Смотрим, у Камаза стоит диван, сверху натянута простыня от солнца, на диване по середине сидит мужчина. Подходим, немного стесняясь, фейс контроль давно не проходили, говорим так и так, туристы, едем из Дагестана через Ботлих и Казенойам в Грозный и далее в Сочи домой. Нам говорят, посидите подождите, сейчас позвоним спросим. 

Звонят кому-то, по-чеченски говорят, ну я понимаю только двое русских, туристы. Нервное ожидание, после чего нам говорят Хорошо, езжайте. 

Странно все это как то. Вроде безопасно в Чечне, но блок посты, снайперы. Вроде рады туристам, а как будто не рады.

Есть места, куда хочешь вернуться, где тебе рады, тебя ждут, где на уровне эмоционального интеллекта ты понимаем, здесь комфортно, безопасно. Например, на Бали, в любом отеле тебе улыбаются, аси-сям, чай, добро пожаловать, откуда приехали, Россия супер.

В Чечне красиво, природа отличная, дороги хорошие, города, горные сторожевые башни и села/аулы красивые, но есть какое-то напряжение в воздухе, и оно мешает расслабиться. Из разговора с местными мы поняли, что это эхо недавней войны, прошло меньше 20 лет, люди помнят и поэтому такие собранные, “напряженные”.

Итого

Суммируя впечатления от нашей поездки

Дагестан все понравилось, красиво, самобытно, местами дико, туризм на этапе становления, но базовые сервисы уже есть.

Чечня красиво, природа супер, дороги хорошие, но нет легкости, не получается расслабиться, пока ты находишься в регионе. Все эти военные на блокпостах, снайперы, эти факторы нужно значить и учитывать при планировании поездки в этот регион.

Мы надеемся ситуация скоро изменится и весь Северный Кавказ станет более гостеприимным, но как быстро это произойдет, если вообще произойдет, не от нас зависит. Пока места красивые, но экзотические

Если у вас есть комментарии, вопросы или пожелания просьба присылать их на info@rusmototravel.com

У нас будет тур в Дагестан и Чечню в 2021 году, присоединяйтесь, будет круто!

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel

North Caucasus Region Motorcycle Tour Rusmototravel