Перейти к основному содержанию

Русский Север. Отчет о нашем мото путешествии к Белому Морю и на Соловецкие Острова

Всем привет!

На прошлой неделе мы вернулись из мототура по Республике Карелия, основной целью которого было посещение Соловецких Островов. Предлагаем вам прочитать отчет об этой поездке от нашего гида Александра Никонова.

Идея поехать на Соловецкие Острова появилась у нас в прошлом году. Красивая природа, интересная история этих мест, сам по себе Русский Север завораживал и манил. Маршрут был следующий: Москва – Звенигород – Селигер – Печоры – Санкт-Петербург – Сортавала – Кемь – Соловецкие Острова – Петрозаводск – Валдай – Москва

Желающих  вначале было много, но решимость в итоге проявил американец Кайл, Евгений из Сочи и Тимофей из Москвы.

 

 

Первый день. Москва – Дербовеж, 450 км.

Выехали из Москвы рано утром. Через Рублевское Шоссе добрались до Звенигорода, где искупались в купели, выпили квасу и поели вкусной монастырской еды. Далее  интересными проселочнымии дорогами, местами с грунтовыми участками, мы почти четыре часа ехали до Ржева. Заправились, пообедали собранными в дорогу бутербродами и преодолели последние 170 км до Дербовежа, где сегодня была запланирована остановка.

Изначально хотели поехать через Селигер, там же и заночевать, но в начале июня Ниловой Пустыни исполняется 350 лет и поэтому поводу туда решил приехать наш патрирх. Приезд Патриарха означал, что пустынь будет закрыта для посещения, более того, всем ближайшим гостиницам приказали отменить все бронирования, которые были сделаны ранее. Такая история получилась и с нами, за неделю до выезда нам пришло письмо, что  гостиница отменяет бронирование по своей инициативе. Ну ничего, бывает и не такое. Решили поехать через любимый Дербовежь Парк Отель. Вечер провели на берегу озера, за вкусным ужином и знакомством.

На второй день. Дербовеж – Печоры, 390 км.

Изначально мы хотели посетить Пушкинские Горы, Изборск и Псков, и заночевать в Печорах, но жизнь внесла свои коррективы. Сначала под Великими Луками начался дождь. Евгений и Кайл, будучи по сути в своих первых путешествиях такого формата, плюс на арендованных мотоциклах, плюс дороги с ямами, ехали очень осторожно. Но это не уберегло Кайла от одной ямы, которую он все таки словил. В результате погнул внутренний обод переднего диска и колесо стало спускать. Благо через 150 метров был шиномонтаж. Мы сняли колесо, спустили давление и нам промазали обод специальным “цепляющим ”гелем. Не знал, что можно таким образом чинить гнутые диски, оказалось, что несильно гнутые можно.

Потеряв какое то время на снятии и установке колеса, учитывая не прекращающийся дождь, плюс в целом двигаясь в темпе ниже запланированного, решили Пушкинские Горы пропустить. Основным фактором был, конечно, дождь. Там ведь парк, усадьба, сад. Красивые места, чтобы погулять в хорошую погоду с экскурсоводом. Псков тоже отложили на утро и поехали сразу в Печоры.

Печоры город небольшой, местные называют его селом, но очень милый, красивый и в меру ухоженный. Сказывается, видимо, близость к европейской границе. Да и территории эти были частью Эстонии в свое время, что, кстати говоря, и уберегло Печорскую Лавру от фанатичных большевиков.

В Печорах мы остановились в супер домашнем и уютном гостевом доме в конце Рижской улицы. Дождь прям под Печорами закончился и выглянуло солнышко, но мы все равно попросили растопить нам баню. Перед баней успели сходить в Лавру, заказали себе на утро экскурсию, погуляли по территории монастыря, посетили вечернюю службу. Далее была быня, домашний ужин, обсуждения прошедшего дня.

Третий день. Печоры – Санкт-Петербург, 360 км.

День начался с посещения Печорской Лавры. Место очень красивое и здесь обязательно нужно побывать в зрелом возрасте. Вообще правильно задержаться в Печорах на 2-3 дня, чтобы спокойно все обойти, посетить службы, места в округе.

Далее был Псков, Луги и к вечеру мы приехали в Санкт-Петербург. Так как у Кайла диск был все еще гнутый, решили прокатать его в Питере, поехали по основной трассе, а не через Гдов, как обычно. Как всегда на федеральной трассе получили кучу негатива – траффик, фуры, ремонты дорог, местные шумахеры (не много, но все же встречаются). Вечером все сошлись во мнении, что лучше бы через Гдов поехали, пусть медленнее и расстояние больше, но зато и удовольствия больше от езды по пустым и петляющим дорогам.

Четвертый день. Санкт-Петербург.

Утром заехали к нашим друзьям в Touratech Russia, немного закупились теплыми вещами и дождевиками с бахилами для дальнейшей дороги. Потом прокатали диск на мотоцикле Кайла и я себе еще масла и фильтры поменял заодно. После обеда и до позднего вечера гуляли по городу. Петропавловская Крепость, Дворцовая, Эрмитаж, Спаса-на-Крови, Казанский, Исаакиевский, на катерах по каналам Невы, Рюмочная №1, винный бар Люблю.

Пятый день. Санкт-Петербург-Сортавала, 360 км.

Утром мы отправились в Сортавалу. Красивая дорога, одна из лучших в России, особенно последний участок от Приозерска до Сортавалы. Вообще дорога вокруг Ладоги идеальна для мотоциклов, много поворотов, подъем, спуски, старые деревни и деревянные дома, зеленые луга, немного грунтовки, буквально 7 км. Всем настоятельно советую.

Если из Москвы ехать лениво, то можно отправить мотоциклы в Санкт-Петербург или Петрозаводск поездом, РЖД сейчас запустило грузовые вагоны для машин и мотоциклов. Отправить мотоцикл стоит около 10 тыс руб + 3 тыс купе себе купить. Это в одну сторону. Туда-обратно грубо 30 тыс руб.

Заглянули в Рускеалу – мраморный каньон и парк под открытым небом. Это было 11 июня, праздники, был настоящий ажиотаж, никогда не видел здесь столько людей. Быстро все прошли по кругу и вернулись на базу отдыха Лабмерг, где мы остановились на ближайщие два дня. Вечером сходили в баню, приготовили себе шашлыки на мангале, выпили по паре кружек местного пива и легли спать. На утро был заказан катер на Валаам

 

Шестой день. Валаам.

Валаам очень красивое место, где обязательно нужно побывать. Хотим дать пару советов как правильно провести здесь время.

  1. На Валааме желательно провести хотя бы 2-3 дня. На самом острове есть гостиницы, в том числе прям при монастыре (2900 двухместный номер, вполне себе приличный), ну и конечно же частный сектор. Если ночевать не можете, то хотя бы полный день
  2. Заказывайте в паломнической службе (там все строго и официально, все работают только через них), частную экскурсию, просите, чтобы вам назначили Кирилла. Он из братии монастыря, очень интересно и красиво рассказывает про историю этого места, знает английский язык. Частная экскурсия не намного дороже групповой, но сильно интереснее и качественнее, когда экскурсовод работает исключительно с  вами
  3. Третье, после монастыря берите такси и попросите покатать вас по острову по удаленным скитам. У нас есть свой таксист на острове, могу дать контакты кому интересно, покажет вам нетуристические места, знает настоятелей, можно пройти к непосещаемым святыням
  4. В монастыре, если обойти его между первым и вторым контуром, можно найти лавку с монастырскими пирожками и местной копченой рыбой. Рыбу нужно обязательно попробовать, как и пирожки кстати. В трапезной недалеко от причала продается Валаамский Коньяк
  5. На Валаам ходят метеоры (ракета) и частные катера. Лучше добираться на частном катере, по цене он стоит 9 тыс руб туда-обратно, плюс ожидание 4 часа (500 руб доп час), ракета около 3 тыс руб с человека. Нас было четверо, так что катер выходил даже дешевле. Но суть не в этом, на катере вас могут покатать по внутернним озерам и каналам. Ракета там не пройдет…))

Седьмой день. Сортавала – Кемь, почти 700 км.

С самого утра моросил дождь, было холодно и зябко. Утеплившись как могли выехали в 7 утра и часа четыре ехали почти без остановок. К слову останавливаться было особо то и негде. Заправки каждый 100-150 км. Бывает едешь, подзамерз, хочется чаю, кофе, батончик твикс, да что угодно, а ничего нет. Был участок около 220 км вообще без инфраструктуры.

Но жизнь как зебра, черные полосы сменяются белыми. Отъехав от Медвежьегорска примерно на 100 км дождь закончился, выглянуло солнце, потеплело. На первой попавшейся заправке мы увидели два старых мотоцикла Nimbus. Я такие раньше не встречал. Внутри АЗС сидели 65-70 летние датчане, муж с женой, на двух мотоциклах 36 года выпуска (там еще просто пружинка под попой), выехали 12 апреля и вниз в Европу, потом на восток до Турции и далее наверх через Россию в Мурманск и домой. Всего три месяца получится. Сидят, греются, смотрят в телефон где-бы остановиться на ночь. У них скорость 50-60 км/ч, свои 300 км они на сегодня проехали.

Позвали их заселиться к нам в гостиницу в Кеми, на букинге её нет. Подумали, согласились. Указал им точку в навигаторе, забронировал по телефону номер и быстро погрузил их в историю Соловков. Следующие два дня датчане провели с нами.

Далее случился фантастический случай. Примерно в 80-90 км от Кеми прямо передо мной на дорогу выбежал маленький медвежонок. Ну как маленький, примерно 100 кг, как взрослый человек. Мы ехали 130 км/ч где-то (дорога отличная, машин практически нет), я веду колонну, смотрю впереди выбегает на дорогу медвежонок. Он причем такой классный, на четырех лапах так косолапо бежит, смотрит мы едем, и давай обратно в лес деру. Остановился у первых деревьев и смотри на нас.

Женя сзади тоже его видел, да и Кайл, но плохо уже, он в лесу стоял. Ну я останавливаюсь в 100 метрах, говорю “…парни, видели? Поехали обратно может еще стоит.” Мне такие все “…не-не-не, мелкие одни обычно не бегают, где-то рядом должна быть его мама или папа, поехали отсюда“. Хм, не знаю, наверное так и есть. Но думаю мы бы уехали от медведя если он бы на нас прям бросился…))) хотя в испуге можно и заглохнуть и байк уронить….)))

В Кемь приехали не поздно, заселились в гостиницу и поехали в центр гулять. Город, конечно, выглядит печально. Видно, что никому ничего не нужно. Ну я думаю у нас так весь север выглядит. При СССР здесь была военная база, аэродром, пару заводов. После развала страны все закрылось, военные ушли, работать стало негде. Климат суровый, в городе пару школ, но ни одного высшего учебного заведения нет. Молодеж в итоге уезжает, взрослое поколение работает в порту, на РЖД или в мелкой торговле. Остальные пьянствуют.

Кстати, в гостинице мы единственные русские. Все 20 номеров полностью сданы и все иностранцы. Очень необычно в кафе помогать местным кемьским ребятам принимать заказ от 60 летних немцев и голландцев. В Кеми, черт знает где

Восьмой день. Соловецкие острова

Встали в 5 утра, позавтракали и поехали в порт в 20 км от гостиницы на монастырский катер, чтобы добраться на Соловецкие Острова, самую северную и труднодоступную точку нашего маршрута. Труднодоступность заключается в том, что катеров мало, желающих много, каких то простых систем онлайн продаж нет. Надо в любом случае забирать билеты в кассе. Мы туда плыли на монастырском катере, так вообще звонили в монастырь матушке Никоне записывались на корабль по телефону, каждого пассажира ФИО. Ну и навигация 3-4 месяца всего, и погода часто меняется. Но, как говориться, было бы желание, а так все можно сделать.

Приехали в порт, погрузились на простенький корабль и 2,5 часа в одну сторону. Белое Море холодно, всегда дуют ветра, так что если соберетесь, то берите непродуваемые куртки/кофты, шапки и перчатки. Я вообще решил поехать в мото экипировке, у меня ничего теплее не было. И ни разу не пожалел кстати, ну об этом потом.

В общем туда плыли народу полный катер, сели внизу в трюме, простые общие скамейки, как в метро раньше, плотненько так. В основном все спали, мы разговаривали с датчанами, между собой. Под конец наши все тоже уснули, да и я, чего уж там, минут 20-30 подремал.

Приплыли на остров, высадились. Ну что я могу сказать. Монастырь, конечно, впечатляет. Большой, красивый. Взяли местного гида Юрия на Уазике, отправились с ним в четырех часовую экскурсию по острову. Юрий как и большинство местных жителей, которых кстати переселяют на большую землю, остров хотят полностью отдать монастырю, чтобы мирян здесь не было, приехал сюда когда то давно как турист, влюбился в эти места и так тут и остался. Жена ехать отказалась, развелся. Ближе к концу экскурсии выяснилось, что с Тимофеем они учились в одни годы в одном институте на одном факультете. Вспомнили общих друзей, преподавателей.

Но вернемся к экскурсии – покатались по удаленным скитам, озерам, смотровым площадкам, базе юнг и некоторым другим местам. Получили дозу адреналина от формирования грязи и глубоких луж на Уазике, встретили Лося!!! Сидел грелся у озера на солнышке, видео во вложении…)))

Ну и конечно же глубочайший экскурс в историю этих мест, монастыря, ГУЛАГа, архипелага. Много истории, все как я люблю. Приятно, когда разрозненные знания о где-то прочитанных фактах складываются потом у тебя в голове в стройную картинку.

После поездки вернулись к монастырю и погуляли по территории самой обители. Мне, честно, не понравилось. Везде какой то мусор, бутылки, пакеты, обертки, особенно на территории вокруг монастыря. Внутри все в строительных лесах, причем ни одного рабочего, просто все завешано,  везде ярко синие задобы закрывают стены, свалки мусора, еще что-то. Как мне сказали, у них тут позднее лето и просто не успели еще убраться, обычно к началу туристического сезона наводят порядок. Все таки одно из достояний ЮНЭСКО. Может быть, но говорю так, как я это увидел.

Неухоженно как то, стыдно было Кайлу и Датчанам такое показывать. После Печор и Валаама, там, кстати, тоже идет программа Моя Улица, перекопали все, хотя еще в том году все сделали, но видимо решили расширить дорожки и, кстати, новые бордюрные камни устанавливают, вспомнил!! Но все равно там только перед входом дорожки, внутри все красиво. А здесь как то и внутри половина все закрыта и на реконструкции, и снаружи мусора много. Ну уберут думаю, и реконструкцию закончат.

По Соловкам несколько инсайтов.

  1. Лучшее время для посещения это середина июня-середина августа. Навигация вообще с середины мая по сентябрь, так что можно и раньше, но холодно
  2. На острове нужно провести хотя бы одну ночь, чтобы с трехчасовой экскурсией посетить монастырь и основные выставочные залы внутри и после этого еще по острову на уазике с частным гидом покататься. Второй день можно отправиться на соседние острова, там очень красиво, но в один световой день это никак не укладывается
  3. Билеты на катера и гостиницы нужно бронировать за 3-4 месяца. Спрос большой, гостиниц и катеров мало, так что заранее все нужно делать
  4. Очень красивая природа острова и Белого Моря
  5. Обязательно пробуйте монастырский квас, копченую рыбу и десерты с ягодами

Обратно всю дорогу простоял на палубе. Было прохладно, но солнышко пригревало, да и внизу в трюме сидеть совсем не хотелось. Красивое Белое Море. Чистое, холодное. Настоящий Русский Север как я его себе и представлял.

Вернувшись в гостиницу пошел работать, а ребята в кафе на ужин. Датчане пошли с ними. Как мне сказали были в восторге и угостили всех ужином. Ужин на 5 человек с алкоголем обошелся дешевле, чем одному датчанину из Дании в Швецию по платному мосту проехать..))

Девятый день. Кемь – Петрозаводск, 430 км.

Выехали рано, машин практически нет, асфальт отличный, светит солнышко, но холодно, +9-12 градусов. Вечером пришел холодный циклон в Кемь, так что мы решили не останавливаться лишний раз и побыстрее выехать уже в тепло. Заправок и кафе здесь мало, так что мы просто ехали.

В итоге за четыре  часа приехали в Петрозаводск. По дороге остановились посмотреть водопад Кивач. Красиво, но ничего сверхестественного. Вообще на девятый день у ребят наступило насыщение от езды, новой информации, эмоций и впечатлений. Появилась даже идея чуть сократить тур и сразу из Петрозаводска поехать в Москву без остановок и посещения Кижей.

Но хорошо все обдумав и обсудив между собой мы решили ничего не менять, пораньше лечь спать и немного сбавить интенсивность программы. Вечером сходили покурили кальян, с местным экскурсоводом прогулялись по набережной с арт объектами Петрозаводска. Их подарили в разные годы представители Германии, Швеции, Финляндии, США и других стран. Честно, ерунда полная.

Десятый день, Петрозаводск (Кижи)

На остров отправились на частном катере, стоит 12,5 тыс руб. На пятерых выходило немного дешевле, чем на ракете. Кижский погост очень понравился. Отличный музей под открытым небом. Красивая природа, интересная архитектура и увлекательная экскурсия. У нас был экскурсовод Геннадий, который прям видно любит это место и отлично знает историю и традиции карелов. Три часа пролетели незаметно. Узнали множество интенесных фактов про жизнь на русском севере, как дома строили, как готовили, как быт был устроен.

Кижи советую посетить всем, единcтвенный минус этого места это большое количество туристов в сезон. Нам повезло, был будний день и накануне была плохая погода, так что утром туристов было не много. Светило солнце, +22, все было просто идеально. А так будьте готовы к топлам людей и дождику, он тут часто бавает,  Онега непредсказуемое озеро.

Обратно плыли был штиль, идеально гладкое озеро, никогда такого не видел. Вечером сходили в Карельскую Горницу. Дорого и очень вкусно. Множество местных настоек на травах, некоторые из нас хорошо так приняли)))

На этом рассказ про наше путешествие хочу закончить. Были еще два с половиной дня, сначала дорога до Валдая, потом в Москву и небольшая афтерпати здесь. Но на фоне Русского Севера, Соловков, Кижей, Валаама, последние дни были релаксом и именно так они и прошли.

Спасибо всем, кто читал и следил. Надеемся данный материал будет вам полезен. Если у вас остались вопросы по маршруту, местам, гостиницам  - пишите нам на alex.nikonov@rusmototravel.com

В следующем году мы организуем туры на Север начиная с середины июня. Карелия, Архангельск, Соловецкие острова. Более подробную информацию смотрите на сайте в разделе туры 

 

Если вам понравился наш отчет поделитесь им с вамишми друзьями, и знакомыми.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях и записывайтесь в наши группы!

https://vk.com/rusmototravel

www.facebook.com/rusmototravel.ru

https://www.facebook.com/alexander.nikonov.56

https://vk.com/nikonov.alex

https://www.instagram.com/rusmototravel/     

Информацию о наших турах вы всегда можете посмотреть у нас на сайте в разделе туры https://rusmototravel.ru/tury, календарь поездок https://rusmototravel.ru/calendar

Всем побольше красивых и запоминающихся приключений. И до встречи на дорогах!