Выбор багажной системы, то есть кофров, сумок и/или иных способов перевозки вещей на мотоцикле – волнует многих мотопутешественников, ездящих на турэндуро или дорожных мотоциклах.
Для владельцев туреров или туринговых круизёров этот вопрос не стоит так остро, их мотоциклы как правило с завода укомплектованы полноценной багажной системой. Многие модели туристических эндуро тоже могут иметь в комплектации заводские багажные системы, но этот класс мототехники предполагает в том числе езду вне асфальтовых дорог, а порой и вне дорог вообще, и здесь уже выбор багажной системы не столь однозначен.
Отправляясь в дальнее и длительное путешествие, приходится брать с собой достаточно много вещей, хотя их количество и объём может сильно разниться от формата путешествия, маршрута, длительности и личных предпочтений. В случае, если на мотоцикле едет пара – багаж увеличивается минимум в полтора раза, а заднее сидение уже не может использоваться для его размещения.
Даже катаясь по Европе и ночуя в отелях, необходимо иметь с собой гражданскую одежду и обувь, средства гигиены, аптечку, дождевик, зарядки для гаджетов и другие личные вещи. Всё это нужно куда-то упаковывать и чем сложнее и продолжительнее маршрут, тем больше места потребуется, особенно если предполагаются автономные участки и ночёвки в палатке. Помимо этого, багажная система должна предохранять вещи от промокания, от похищения и утери в дороге.
Итак, какие же виды багажных систем существуют? Условно их можно разделить на три основных типа:
1. Жёсткие – алюминиевые или пластиковые кофры, имеющие жёсткую конструкцию
2. Мягкие – текстильные или из подобных мягких материалов сумки и баулы
3. Полужёсткие - промежуточный вариант, в котором жёсткий или упругий каркас обтянут тканью, кожей или другим подобным материалом
Каждая из этих систем имеет множество вариантов и производится различными компаниями и мастерскими и каждая имеет свои плюсы и минусы, свои варианты конструкций, креплений, фиксации и используемых материалов. Но есть некие общие принципы, о которых мы и расскажем далее.
Жёсткие багажные системы
Это металлические (алюминиевые) или пластиковые кофры.
Пластиковые могут иметь телескопическую конструкцию с изменяемым объёмом - что удобно, но менее надёжно конструктивно.
Алюминиевые кофры делятся на сварные, клёпаные или клёпано-сварные (где часть конструкции является сварной, а часть держится на клёпках). Сварные кофры более надёжны, они менее подвержены деформации в отличии от клёпаных, но, с другой стороны, клёпаные более ремонтопригодны и они, как правило, немного легче.
В гибридных – наиболее подверженные нагрузкам/ударам части кофра сварные, а менее подверженные проклёпаны.
Так же кофры могут иметь различные защитные пластиковые или металлические накладки на углы, предохраняющие сам кофр от небольших повреждений и которые могут быть заменены при необходимости.
В верхней части, примыкающей к крышке кофры должны иметь ребро жёсткости, которое может быть как металлическим, так и пластиковым. Оно делает конструкцию более жёсткой и не даёт сминаться кофру и терять герметичность при небольшом падении. Хорошо, когда у металлических кофров имеется скос на нижней внешней грани, который так же прибавляет жёсткости и минимизирует повреждения.
Крышка кофра может быть съёмной, с замками на обеих сторонах или несъёмной, с замком и петлями. Вариант с несъёмной крышкой конструктивно надёжнее, но в случае если к кофру сверху прикреплён ещё багаж, съёмная будет удобнее. Как раз для крепления дополнительного багажа, крышки как правило имеют 4 петли для багажных строп или крепления специальных сумок, выпускаемых некоторыми производителями как дополнительный и очень удобный аксессуар.
Также для кофров выпускаются дополнительные внешние крепления для небольших канистр или ёмкостей для воды или технических жидкостей. Всё это можно отнести и к центральному кофру, который, впрочем, значительно меньше подвержен повреждениям вследствие своего расположения на центральной оси мотоцикла. Но надо учитывать, что чем больше, шире и тяжелее центральный кофр, тем выше центр массы и тем большая нагрузка приходится на подрамник.
Систем крепления кофров к мотоциклу много, но как правило они основаны на багажных рамках и багажной площадке для центрального кофра. Наиболее удобны быстросъёмные системы с замками, которые позволяют быстро снять и повесить кофры, например для их использования в качестве столика/стульев или для разгрузки мотоцикла при его поднятии. Так же отстёгиваемые кофры можно унести с собой в номер или палатку, что удобно в сильный дождь.
Топ-кейсы так же бывают быстросъёмные или жёстко закреплённые к площадке. Часто в комплекте идут внутренние сумки, которые позволяют быстро вынуть и унести содержимое, не снимая сами кофры.
Пластиковые кофры тоже имеют жёсткую конструкцию, но как правило, боковые открываются по принципу чемодана – в бок, а не вверх. Это не удобно, так как требует более жёсткой фиксации вещей в кофре, во избежание их вываливания.
Впрочем, итальянская компания GIVI сделала серию Trekker, в которой имеется на крышке отдельная часть, откидывающаяся на петлях и позволяющая получить доступ к содержимому, не открывая всей крышки.
Так же эти и некоторые другие модели могут устанавливаться как топ-кейс и как боковые кофры, что в ряде случаев очень удобно. Пластиковые кофры, как правило, имеют более аэродинамическую форму, могут иметь изменяемый объём, и они хорошо защищены от влаги. Но лёгкими их назвать нельзя, пластик у качественных моделей толстый и они по весу не уступят своим алюминиевым собратьям.
Отдельно хочется отметить модель Hepco & Becker "GOBI", являющуюся, наверное, самой "эдвенчурной" из всех пластиковых кофров. Эти кофры имеют крышку, открывающуюся вверх и между стенками пространство, в которое можно залить 3,5 литра воды. Пластик очень крепкий и окрашенный в массе, что делает их надёжными и неприхотливыми. Недаром КТМ и Honda использовали их как опциональные кофры для своих больших тур-эндуро моделей.
Плюсы и минусы жёстких кофров
+ Жёсткие кофры удобны в доступе к вещам
+ Сохранность багажа - наличие замка и жёстких стенок предохраняет кофры от быстрого взлома или похищения. К тому же при завале/падения значительно меньше риск повредить хрупкие вещи
+ Кофры можно быстро отстегнуть (при наличии быстросъёмной системы) и использовать их в качестве столика/сидений
+ При падении сохраняют целыми подножки и лапки передач/тормоза. Могут уберечь ногу от удара
+ Герметичность и защита от дождя
+ Фиксированный объём, в который можно плотно уложить вещи, а габариты кофров не изменятся
+ Возможность крепить дополнительный багаж сверху крышки, а для топ-кейса на "гриль" - дополнительную багажную полочку сверху
+ Наличие пассажирских спинок-подушечек на большинство моделей
+ Внешний вид - жёсткие кофры придают мотоциклу более солидный и брутальный вид
+ Можно клеить наклейки
- Если при падении или ДТП кофр мнётся или лопается, его дальнейшее использование под вопросом, а герметичность скорее всего будет нарушена
- Кофры, как правило, требуют под себя конкретных рамок/площадок. Благодаря переходникам в некоторых случаях этот вопрос можно решить, но с добавлением общего веса конструкции
- Алюминиевые и качественные пластиковые кофры весят немало, а жёсткость конструкции может сыграть плохую службу на грунтовых, разбитых или каменистых участках, где отсутствие амортизации и большой вес может привести к поломке рамок, креплений или самих кофров
- При падении кофром может зажать ногу и самостоятельно выбраться из-под мотоцикла в этом случае может оказаться сложно или невозможно
- При падении нет амортизации, жёсткий кофр не смягчает удар и деформируется
- Жёсткие кофры не позволяют размещать длинномерные предметы, их приходится крепить сверху
- Требуют более внимательной укладки багажа, желательно, чтобы твёрдые предметы не соприкасались со стенками
Мягкие багажные системы
К мягким багажным системам относят сумки-баулы, сшитые из прочных синтетических тканей или склеены из водонепроницаемого ПВХ (гермо-баул), или же их комбинация. Такие багажные системы не имеют каркаса и поэтому называются мягкими.
Разновидностей и моделей таких сумок тоже много. Есть сумки, закрывающиеся на молнии, но чаще всего используется скрутка горловины сумки и фиксация фастексами (пластиковыми защёлками).
К мотоциклу они крепятся чаще всего перемётными ремнями и дополнительными ремешками для фиксации на раме или багажных рамках. Центральная сумка-баул размещается на пассажирском сидении или на специальной багажной площадке и также закрепляется с помощью ремней.
Сейчас в продаже можно найти боковые сумки с конструкцией, позволяющей быстро снимать и ставить сумки фиксируя их замком. В данном случае для них могут потребоваться багажные рамки того же производителя, но есть и универсальные варианты или легко подгоняемые под различные рамки. При этом повышается удобство крепления, а если на рамки можно повесить ещё и жёсткие кофры, то увеличивается универсальность всей системы. Из минусов можно отметить ощутимое увеличение веса.
Можно так же встретить монообъёмные сумки, называемые "штаны". Такая сумка, как правило, размещается на заднем сидении, а "ноги" свисают по сторонам и образуют гибрид центральной и боковых сумок. Но в плане доступа к вещам такой вариант самый неудобный.
Как правило, у сумок нет никаких замков или защиты от вскрытия, в лучшем случае будет "запорный"ремень с кодовым замком. Часто у сумок делаются боковые кармашки под мини канистры, фляги с водой и прочую мелочёвку. Могут быть прошитые стропы molle по армейскому образцу на которые тоже что-то можно закрепить.
В основном тканевые сумки шьют из кордуры или подобных износостойких тканей. Гермобаулы из "лодочного" ПВХ и при качественной проклейке швов они будут полностью герметичны.
Наиболее удобны многослойные сумки с внутренним слоем из ПВХ и внешним из кордуры, но такие и весить и стоить будут больше. Ещё можно встретить конструкции с дополнительными защитными накладками на внешней стороне сумок, которые защищают основной объём и принимают на себя повреждения при падении.
Мягкие багажные системы предпочитают поклонники адвенчер-туризма, в котором много грунтовых дорог, бездорожья и автономных участков и где важен вес, общая надёжность и безопасность багажной системы. Ремонтопригодность сумок выше чем у кофров, порез можно зашить и заклеить армированным скотчем, мягкая система обладает некоторой способностью смягчать удары и вибрацию и оказывает меньшую нагрузку на подрамник.
Плюсы и минусы мягких сумок.
+ Низкий вес - одно из главных достоинств. Ткань или герма значительно меньше весят в сравнении с алюминием или пластиком, а значит снижают нагрузку на подрамник
+ Ремонтопригодность - если сумка порвалась или протёрлась, её "на коленке" можно отремонтировать с помощью иголки, нитки и заплаток, и с помощью армированного скотча восстановить герметичность
+ Гибкий объём - пустую или полупустую сумку можно утянуть до минимальных размеров или наоборот, наполнить чуть выше стандартного объёма
+ Для большинства сумок подойдут любые багажные рамки, либо получится использовать без рамок
+ Внешние и внутренние карманы удобны для размещения вещей
+ Амортизируют при падениях, не придавливают ногу
+ Менее критичны к укладке твёрдых предметов
+ Широкий центральный баул позволяет размещать длинномерные предметы
+ Цена - за исключением "премиальных" моделей, невысокая и как правило не требует рамок определённого производителя
- В отличии от гермобаулов текстильные сумки не влагозащищённые и требуют использования гермомешков
- За исключением быстросъёмных вариантов, сложно снимаются с мотоцикла и не могут быть использованы в качестве столика
- Не имеют противовандальной защиты, сумки легко разрезать/открыть
- Сложно закрепить дополнительный багаж поверх сумок
- Со временем могут протираться, отрываться ремешки, боятся близкого расположения к выхлопной трубе
- Хрупкие вещи требуют дополнительной защиты
- Внешний вид - сумки выглядят менее впечатляюще
- Нельзя клеить наклейки
Полужёсткие багажные системы
К таким багажным системам можно отнести текстильные или кожаные сумки/кофры, имеющие силовой каркас, придающий им жёсткость. Как правило, каркас изготавливается из упругого пластика, сминающегося под давлением, но держащим форму в обычном состоянии.
Преимущество этих кофров в том, что они даже пустые хорошо смотрятся, в них удобнее паковать вещи, они более вандалоустойчивы и могут иметь замки. Они легче жёстких кофров и более безопасны при падениях или езде по пересечённой местности. К таким системам можно отнести многие кожаные кофры, используемые на круизёрах, формованные раздвижные сумки на дорожниках и специальные модели для туристических эндуро. Остальные плюсы и минусы в целом у них такие же как у мягких багажных систем.
Дополнительные сумки для багажа
К таким сумкам мы относим набачные сумки, сумки на пассажирское место и сумки, которые подвешиваются на защитные дуги мотоциклов.
В целом, это хорошее дополнение и увеличение багажного пространства, особенно для дальних и длительных путешествий, в которые помимо стандартного набора вещей необходимо брать расширенный набор инструментов, расходники, кемпинговое оборудование, запас воды и еды. В набачную сумку можно положить фотоаппарат, дождевые перчатки, бутылку с водой, лёгкий перекус и прочие некрупные предметы, которые должны быть под рукой.
В сумку на сиденье можно убрать дождевик, инструменты, баллоны с газом, компрессор и многое другое, разгрузив боковые кофры/сумки. В сумочки на дугах можно убрать чехол для мотоцикла, запасную камеру, средство для очистки ветровика и фары и другую мелочёвку, которая редко используются и при этом занимает место в основных кофрах/сумках.
Производители багажных систем
Сначала перечислим производителей жёстких багажных систем. На рынке есть ряд мировых лидеров, к которым можно отнести следующие марки: GIVI/KAPPA, Touratech, SW-Motech, Hepco & Becker, SHAD.
Как правило перемаркированная продукция этих компаний используется производителями мототехники под своей маркой как опциональные кофры для своих мотоциклов. Так же этими компаниями выпускаются багажные рамки под большинство популярных моделей мотоциклов и на которые можно повесить различные кофры из ассортимента производителя.
У каждой компании своя патентованная система крепежа со своими плюсами и минусами. Например, у GIVI это системы Monolock и Monokey, которые подходят ко всему ассортименту компании с этими системами. Соответственно, на одни и те же рамки/багажник можно установить и пластиковые и алюминиевые кофры с этой системой, что позволяет варьировать размеры кофров под разные задачи. В городе удобен кофр объёмом 33 литра, а для дальней поездки объёмом в 56 литров и который в городе был бы слишком громоздок.
Впрочем, сейчас в продаже имеются и различные переходники, позволяющие использовать кофры одного производителя с рамками другого, что значительно упрощает и удешевляет их совместное использование. Ещё можно отметить, что как правило, с каждым новым поколением багажных систем, производители исправляют те или иные недостатки и добавляют новые аксессуары.
Из менее известных производителей можно отметить различные китайские системы, которые обычно копируют именитых европейских производителей, но иногда и выпускают собственные решения. В России наибольшее распространение получили алюминиевые кофры китайской компании Tripfella (бывшая Tourfella). Также есть системы от Tarazon, Tuzhe и прочий NoName. Впрочем, китайцы достаточно качественно делают багажные системы и те же Tripfella имеют в ассортименте много дополнительных аксессуаров, но и по цене они не сильно уже дешевле чем европейские аналоги.
Так же в России и сопредельных странах много умельцев и маленьких мастерских выпускают свои алюминиевые кофры, которые по цене и по качеству вполне конкурентоспособны. Это, например, продукция таких производителей как Zig-Case, Batanga (Латвия), ZubrCase (Беларусь), Animo-Case. В Восточной Европе тоже много мелких производителей, но с пошлинами и ценами за доставку они становятся не так интересны.
Нам известен случай, когда один швейцарец на новой Honda Africa Twin c дорогими кофрами Hepco & Becker приехал на Алтай и при первом же небольшом падении сломал один из кофров. Игорь "Чёрный Африканец" там же в своей мастерской за пару дней сварил ему из листа алюминия новые кофры собственной конструкции в Soviet Military стиле, и счастливый швейцарец отправился с ними дальше в Монголию. Так что в данном случае - дорого, совсем не значит, что надёжно. А по своему опыту можем сказать, что недорогие Zig-Case гораздо герметичнее, чем дорогущие Touratech, которые у нас тоже имеются.
Теперь о производителях мягких багажных систем. Здесь также есть премиум-сегмент, в который входят Mosko, Kriega, Givi, Giant Loop, SW-Motech, Touratech с дорогими, технологичными сумками, зачастую имеющими быстросъёмную систему креплений. Отдельно хотим отметить продукцию компании LoneRider которые с нуля разработали очень интересные полужёсткие кофры с быстросъёмными креплениями и продуманной конструкцией, но и стоимостью, как хорошие алюминиевые или пластиковые кофры.
Есть средний сегмент, в котором можно отметить такие компании как Enduristan, Wolfman, Nelson Rig, SHAD, Amphibious. Более гуманный ценник, более простая конструкция, но в целом, вполне качественный товар.
Бюджетные варианты представлены китайскими и российскими производителями. Китайцы порой неплохо копируют брендовые образцы, но всё же остаётся вопрос по качеству материалов, фурнитуры и исполнения.
Российские мягкие багажные системы как правило более кондовы, но и выполнены достойно и их можно назвать очень надёжными. Тут могу отметить Kofrbag, гермо-авоськи от Moto-bag, Torba от ADV-Shop, "Герма" и отдельно хотим упомянуть сумки с быстросъёмными креплениями от Альфред-Мото – очень интересный, хотя и не самый дешёвый и лёгкий вариант.
Центральные гермобаулы производят множество компаний всевозможных размеров и объёмов и тут выбор довольно широк, вплоть до того, что можно купить недорогой вариант в Сплаве.
Что же выбрать?
На этот вопрос каждый должен ответить сам и выбор будет зависеть от модели мотоцикла, бюджета и того, куда будет лежать ваш путь.
Для спорт-туриста или туринга больше подойдут пластиковые кофры, для тур-эндуро и путешествий по асфальтовым дорогам с редкими съездами на грунт подойдут, или пластиковые кофры Givi Trekker, или алюминиевые кофры.
Ну а если вы собираетесь кататься по лесным дорогам, поехать в Монголию или Магадан, то альтернативой жестким кофрам станут мягкие непромокаемые сумки. Для владельцев туристических эндуро, которые много путешествуют по разным дорогам, оптимально иметь и жёсткие кофры, и мягкие сумки, и использовать их под конкретные форматы поездок.
Ну а если в городе и в коротких поездках вам хватает центрального кофра, а ездить предпочитаете именно в "пампасы", то можно остановиться только на мягкой багажной системе или совместить боковые сумки с металлическим или пластиковым центральным кофром.
Итого
Надеемся, статья была вам полезна. Помните, что не важно, какую багажную систему вы используете, главное, чтобы она выполняла свою функцию, была надёжной и защищала ваши вещи.