Всем привет и сегодня поговорим про мототур на Памир. В этом году это направление будет одним из самых трендовых по нашему мнению. Для начала немного предыстории.
В чем особенность Памира?
Это самая высокая горная система, средняя высота плато/высокогорья здесь 4000 метров. Самая длинная в мире горная система Анды (Латинская Америка, Патагония), а самые высокие горы на Памире. Многие вершины здесь больше 7000 метров, самые известные пики 7495, 7134 и 7105 метров.
Памир входит в большую горную систему, которая начинается в Тибете, продолжается на Памире, дальше через Афганистан и Иран уходит в Анатолию (нынешняя Турция). Центральная часть Анатолии, Анатолийское Плато – это в среднем 800 метров над уровнем моря на западе, и 1500 метров на востоке, в районе Вана, Карса и Арарата.
Так вот, Памир – это часть этой огромной горной системы. И как можно понять из его названия “Крыша Мира”, самая высокогорная его часть.
Далее разберемся в границах и как сегодня выглядит Памир
Официально Памирский Тракт, это дорога Ош – Мургаб – Хорог (верхняя дорога) – Душанбе. Строительство дороги началось в 1933 году, закончили в 1937 году. До этого многие тысячи лет там была тропа, по которой ходили вьючные животные.
Фактически, подавляющая часть Памира, самые красивые горы, находятся на территории Таджикистана, это треугольник Мургаб – Ямчун – Хорог. К сожалению, специфика сегодняшней жизни такова, что Памиром называют все подряд, например мы видели как Памиром называют туры по Киргизии. На самом деле Памир, это в первую очередь Таджикистан.
Планирование маршрута мототура на Памир
Начнем с того, что Узбекистан меньше всего относится к Памиру, но, путешествуя по Средней Азии, логично посетить Самарканд и Бухару, тем более, что они гармонично вписываются в круговой маршрут на Памир, как бы вы не ехали.
Далее важно знать, что в настоящий момент граница между Киргизией и Таджикистаном закрыта. То есть вы не можете проехать Мургаб – Ош. Причина в том, что между этими странами еще с советских времен не было четкой государственной границы, она была где-то по руслу реки, где-то по хребту горы и раньше это было не критично. Но в какой-то момент начались засушливые годы и река обсохла, а всем нужна вода, чтобы поливать поля и огороды. И местные жители стали делить реку, запрещая другим к ней походить или брать из нее воду.
При этом нужно понимать, что люди в этих горных районах, на границе двух стран, в максимальной удаленности от столиц и крупных городов, жили совсем простой сельской жизнью. Для кого-то может показаться странным, но нехватка воды => плохой урожай => вопрос жизни и смерти. Несколько конфликтов и столкновений местных привели к перестрелкам, вмешались власти, всех успокоили, начали процедуру разделения границ двух стран. Но процесс долгий и сложный, и в моменте пару лет назад границу как закрыли, так до сих пор и не открыли.
Получается, что в настоящий момент можно заехать в Таджикистан из Узбекистана одной дорогой, условно сплошная линия на карте выше, доехать до Мургаба и подняться чуть выше к перевалу Акбайтал (4655 метров). Далее вернуться обратно другой дорогой, пунктирная линия, и далее выехать из Таджикистана и через Узбекистан снова вернуться в Ош, откуда в Бишкек другой дорогой.
Киргизия
Про Киргизию стоит сказать отдельно. Почему наш маршрут начинается в Киргизии и почему мы вам советуем начинать в Киргизии, если вы планируете поездку на Памир?
Это горная страна и здесь находится часть Памира. Что более важно, страна входит в таможенный союз и сюда можно отправить мотоциклы транспортной компаний. Дорого и долго, порядка 20 дней и 60 тыс руб в одну сторону, но возят.
Еще в Киргизии есть мотосервисы и мотомагазины, контакты дадим если нужно, с очень адекватными ребятами, которые могут починить практически все, что нужно. И могут привезти запчасти, резину. С учетом текущих реалий это оптимальная точка старта, если вы не своим ходом едете из Москвы/Питера. Если своим ходом, то можете через Самарканд заехать и так же обратно выехать. Ну смотря откуда едете, если со стороны Москвы/Питера, то через Самарканд, если со стороны Новосибирска, то через Бишкек обратно возвращаться.
Мы в этом году проведем три мототура по Памиру и планируем, если границу между Таджикистаном и Киргизией откроют, поехать коротким маршрутом Мургаб – Ош. Если границу не откроют, то поедем как нарисовано на карте пунктирной линией обратно в Ош чуть в объезд. В плане красоты маршрут еще интереснее первого варианта, но длиннее на 1200 км.
Что важно знать всем, кто собрался в мотопутешествие на Памир
Маршрут в горах непростой – большой набор высоты, практически нет инфраструктуры, грунтовые дороги. Километраж порядка 4000 тыс км если через Ош, и более 5000 км если в объезд.
Красиво, но если вы едете в одиночку, все придется решать самостоятельно. Поэтом мы советуем отправляться на Памир как минимум с другом или небольшой компанией. Ну а лучше всего вы сами знаете с кем.
Пассажиров брать не советуем.
Резина для мототура на Памир нужна универсальная или внедорожная. На 80% маршрут асфальтовый, но 1000 км грунтов совсем не мало.
Как мы сказали выше, мотоцикл проще всего отправить транспортной компанией (ТК) в Киргизию. В Узбекистане и Таджикистане с растаможкой и логистикой все на порядок сложнее. Еще в Бишкеке есть мотомагазины и мотосервисы.
Средняя Азия – родина древних цивилизаций, здесь проходил Великий Шёлковый путь из Китая в Среднюю Азию. В странах Средней Азии жили и творили такие гении, учёные, просветители и поэты, как Авиценна, Улугбек, Омар Хаям. Тысячи лет назад здесь были воздвигнуты грандиозные города с красивыми мечетями, минаретами и медресе. Средневековые памятники Самарканда, Бухары, Шахризабса, Пенджикента известны всему миру. Пустыни и хлопковые поля, караваны верблюдов, древние крепости Хорезма – всё это вы увидите в Средней Азии.
Какой можно сделать вывод из абзаца выше? Закладывайте на путешествие 2,5-3 недели со стартом из Киргизии. Очень много всего интересного, за неделю вы ничего не успеете посмотреть. Если ехать своим ходом из РФ, то это месяц, ведь Москва-Душанбе минимум 3800 км и три границы, и обратно еще…
Еще очень важно, на Памире вы будете путешествовать в горах, набор высоты будет постепенный, но скорее всего вы не сможете полноценно акклиматизироваться, для этого недостаточно времени. У нас в нашем мототуре на Памир этапы набора высоты будут выглядеть следующим образом: 1300 м (ночевка) – 2100 м (ночевка) – 2800 м (ночевка) – 3500-4300 м (ездовой день) – 3600 м (ночевка) – 3500-4500 м (ездовой день) – 2100 м (ночевка).
У большинства здоровых людей не возникает серьезных проблем с более-менее длительным пребывание на высоте до 3000 м, однако на высоте более 3000 метров могут возникнуть осложнения. Лучшей подготовкой для организма перед туром на Памир будут аэробные нагрузки, которые необходимо давать себе как минимум за 3 месяца до начала путешествия. Если вы страдаете какими-либо хроническими заболеваниями, проконсультируйтесь с врачом.
По погоде – вторая половина мая и начало июня, а также сентябрь, оптимальное время для мотопутешествий по Средней Азии. Будет +25-35 градусов на равнинных участках, в горах будет +10. Летом здесь пекло, в горах на высотах нормально, но вы будете спускаться вниз, и там будет +40-45 градусов.
Заключение
Ну вроде все основное сказали. Если соберетесь на Памир, готовьтесь к этому туру – готовьте себя, готовьте мотоцикл.
Будет нужна помощь – обращайтесь, подскажем что и как. Захотите поехать с нами в тур, записывайтесь на сайте.
Тур, как вы могли понять, непростой, но очень интересный и, безусловно, красивый. Памирский Тракт одна из самых красивых дорог в мире, и это одна из самых красивых горных систем на Земле.
Еще момент, про который стоит сказать – на больших высотах не пейте алкоголь и следите за питанием, это важно. И возьмите с собой активированный уголь и что-нить от живота, не спрашивайте почему, просто возьмите.
Всем удачи и до встречи!