Есть в английском языке такое слово, true – истинный, подлинный, настоящий. Его часто используют, как обозначение того, кто верен самой идее какого-то явления. Слово приобрело самостоятельный смысл, и даже по-русски «быть тру» – значит быть настоящим в чём-либо.
Я (Артем Курганов, гид РМТ) сейчас читаю Теда Саймона, «Путешествия Юпитера». Для тех, кто не в курсе – англичанин на триумф тайгер 100 отправился в кругосветку в 1973 году, ехал её несколько лет и по итогу написал потрясающую книгу. Именно она вдохновила Чарли Бурмана и Эвана МакГрегора на их путешествие вокруг света на R1150GS, по которому сняли фильм Long Way Round.
В книге много подробных описаний путешествия в семидесятых годах, и я, конечно, сравниваю это с тем, что мы имеем сейчас. Дороги и инфраструктура были на порядок хуже в среднем по миру. Связи, понятно, не было.
На мотопутешественника смотрели, как на человека очень странного, почти юродивого, не было такого явления в сколько-нибудь массовом виде. Но, что ещё важнее – техника. Такого класса, как «туристический эндуро», или хотя бы «турер», в принципе не существовало. Ехал Тед на, условно, дорожном мотоцикле. Ломался он часто, впрочем, и чинился на коленке.
Туристическое снаряжение существовало, но в примитивном виде. Про мотоэкип и говорить нечего, из него был только шлем формата 3/4, остальное – гражданская кожаная куртка, перчатки и джинсы. Gore-Tex, D3O, ABS, ASC – ещё не открытые, страшные слова на инопланетном языке.
Да что там, инжектор на мотоцикле тогда ещё и в проекте, наверное, не был, а вершиной технологий был дисковый тормоз. Всё время чтения книги у меня были мысли в духе «дааа, вот же были люди, вот же было время». Кажется, что дух эпохи ушёл, что путешествовать сейчас уже не то же самое.
Я сам начинал мотожизнь с байков, уходящих технологиями в 80-90е: карбюратор, задний барабанный тормоз… Сейчас я пересел на современные байки с электроникой, хорошей подвеской и прочими благами. И тоже есть мысли что уже «не тру», не тот настоящий адвенчер, когда в мокрой кожанке, когда заднее колесо заносит при торможении в дождь на асфальте, когда на обочине чинишь оборванный тросик газа посреди ночи.
Чем дольше я об этом думал в процессе чтения книги, тем больше у меня нарастало чувство нелогичности, и в итоге включилось сравнение и логика. Вот мне кажется, что мотоцикл из 90-х это «тру» в сравнении с байками из 2010-2020х. Но если подумать, и сравнить байк 93 года с тем же «тайгером» 73 года, то мот из 90х – это шедевр технологий. Он, как минимум, не ломается сам по себе, он надёжный.
Так является ли Тед Саймон тру путешественником? 73 год, разваливающаяся пост колониальная Африка, мотоцикл, на котором он за свой путь несколько раз самолично менял поршневую… Но если так подумать, то и мотоцикл, и условия 73 года очень даже лайтовые по сравнению с тем, что было еще раньше.
На байках путешествовали с самого их появления, почитайте, к примеру, о поездке советских мотоциклистов в Париж в 27 году. И это только СССР, в мире таких примеров много больше.
А может быть «тру» – это те, кто не на мотоцикле, а верхом на лошадях в 19 веке путешествовали? Но если подумать, то тоже мне достижение, с седлом и стременем ездить, другое дело попробуй на голой спине. Такое развитие мысли можно продолжать до того момента, как наши предки начали использовать каменные орудия труда. С заточенным камнем каждый может путешествовать, а ты попробуй с голыми руками…
Если дело не в эпохе и не в технике, то где же наша «трушность»? Что отличает мотопутешественника от туриста из экскурсионного автобуса?
Я считаю, что разница внутри. Путешественника от туриста отличает то, что он едет изучать мир с открытым сердцем, готовый ко всему. А турист просто развлекается очередным удовольствием, которое он купил.
Внимательный читатель может задаться вопросом, а как тогда наши туры (туры РМТ) вписываются в эту концепцию? Туры, туризм, организованность, услуга…. Повторюсь, всё внутри.
Можно ехать в мототуре, и быть настоящим путешественником, соучастником и со-творцом жизни, мира и событий вокруг. А можно ехать, пусть даже и в одиночку, и просто потреблять услуги в туристических объектах.
И не важно, тур или соло, есть у твоего мотоцикла ABS и ASC, или ты его с кикстартера заводишь. Путешествие остаётся путешествием, а путешественник – путешественником. Даже в 21 веке, даже в туре, даже без палаток и с электронными помощниками.
Вот такие у меня мысли. Что думаете?
Закончить этот пост я себе позволю цитатой на Фёдора Конюхова:
«Зачем нужны путешествия в 21 веке? Кому это нужно? Мне часто задают такой вопрос, в том числе и в этом переходе. Если так рассуждать, то возникает вопрос — зачем в 21 веке писать стихи? За всю историю человечества было написано миллион стихов, но каждый день рождаются новые стихотворения и поэмы. Так люди выражают себя, свои чувства к этому миру, к Богу, к любимым. Ко всему, что волнует человека.
Зачем писать картины? Тысячи картин написаны! Все мировые музеи завешаны шедеврами, но художники в каждой стране создают картины, потому что так они видят мир и так выражают своё отношение к нему.
То же самое и в путешествиях. Даже если мы изучим все уголки нашей планеты, мы никогда не сможем изучить себя – человек всегда будет познавать себя и выражать свои чувства через искусство, науку, путешествия, исследования, музыку.»
Всем, кто дочитал до конца, я желаю познать, понять и принять это чувство настоящего путешествия в себе.