Горный Алтай – уникальный регион на территории России и безусловно, наряду с озером Байкал, одна из величайших достопримечательностей Сибири. Именно здесь находится самая высокая вершина Сибири – гора Белуха, высотой 4509 метров, а также чистейшее Телецкое озеро, которое называют «младшим братом» Байкала и практически нетронутое цивилизацией.
B 1998 гoду для вceгo Aлтaйcкoгo кpaя cocтoялocь знaкoвoe coбытиe: Aлтaйcкиe гopы c иx пpиpoдными дocтoпpимeчaтeльнocтями были внeceны в cпиcoк Bceмиpнoгo нacлeдия ЮHECKO пoд нaзвaниeм «Зoлoтыe гopы Aлтaя» (Golden Mountains of Altai).
Меня зовут Майк, а езжу я на Triumph Tiger 800XC и я хочу рассказать вам о своём коротком мотопутешествии на Алтай в 2018 году.
Горный Алтай был второй частью моего трехнедельного путешествия, и выехал я к нему с Ямала, после посещения мотослёта «Мотополярник» на берегу Обской губы в Ямбурге, за Полярным кругом. На Алтае я был до этого ровно 10 лет назад, когда ещё до приобщения к мотоциклам, увлекался велотуризмом и участвовал в 2-недельном велопоходе и в этот раз частично повторил тот маршрут.
Добравшись из Новосибирска до Бийска, я заехал на байкпост к Игорю «Чёрному Африканцу», где познакомился с ним самим, а также мотопутешественниками Стефаном из Швейцарии и австрийцем египетского происхождения - Эдуардом. Игорь рад всем мотопутешественникам и у него можно переночевать, приготовить пищу, обслужить или починить мотоцикл. Сделав плановое ТО и поменяв покрышки, я выехал на Чуйский тракт – дорогу, входящую в Топ-10 самых красивых дорог мира для мотопутешествий.
Проехал вдоль бурной Катуни, попил чаю на Семёновском перевале и вдоль Чуи, по горным серпантинам и через зелёные долины, доехал до посёлка Акташ, где остановился на ночлег в палатке рядом со странствующим мотоциклистом-музыкантом на старенькой Honda Shadow. Костёр, холодное пиво и коньяк, душевные авторские песни под гитару, звёздное небо над нами и безмолвные горы вокруг – стали украшением этого вечера.
На следующий день, оставив багаж в лагере, я поехал по самому красивому участку Чуйского тракта в сторону города Кош-Агач, находящемуся недалеко от границы с Монголией. Там повстречал нескольких мотопутешественников, в том числе американца по имени Фрэд на Suzuki DRZ400 с калифорнийскими номерами, едущего в Монголию, а потом во Владивосток. Показал ему значок с 1-ого Калифорнийского шоссе на своей жилетке, пожелал удачи и поехал к Тархатинскому мегалитическому комплексу – памятнику бронзового века: кругу из камней различного размера, на которых имеются петроглифы – древние наскальные рисунки. Иногда это место называют алтайским Стоунхенджем и местные шаманы считают это священным местом и в определённые дни проводят в нём камлание – мистический ритуал.
Затем, возвращаясь назад, заехал на «Марс» - участок, где невысокие горы имеют красно-оранжевый оттенок и отдалённо напоминают каньоны Аризоны или поверхность красной планеты. Но начавшаяся гроза не позволила мне полюбоваться этими видами, но раскрасила дорогу радугой и невероятными цветами. Недаром Алтай переводится как «золотой»!
Следующий день – был одним из самых ярких во всём моём путешествии и подарил незабываемые впечатления и опыт. На Triumph Tiger я езжу только второй сезон, а до этого катался только на больших круизёрах и специальной эндурной подготовки не имею. А ехать мне предстояло по крутым грунтовым и каменистым дорогам к Акташинскому ретранслятору, находящемуся на высоте 3050 метров над уровнем моря.
Дорога достаточно крутая, с ямами и крупными камнями в первой части и мелким щебнем во второй и подъём по ней требовал большой внимательности и осторожности, при том, что нужно было ехать достаточно быстро и на ровном газу. Но это стоило того!
С вершины открывается потрясающий вид на долину реки Чуи, северный Чуйский хребет с вершинами высотой более 4000 метров и окрестные горы. В конце июля тут ещё лежит снег и в ясную погоду можно увидеть саму Белуху, высочайшую вершину Сибири. По середине пути дорога огибает отвалы горной породы, с находящихся неподалёку заброшенных ртутных шахт. У шлагбаума я разговорился со стариком – бывшим шахтёром, 25 лет проработавшим во времена СССР на этой шахте. У него было изборожденное морщинами лицо и искалеченные руки и видно, что очень непростая жизнь. Он рассказал мне про историю этих мест, про мёртвое озеро Горных духов неподалёку, про ртутные шахты, заброшенные после распада СССР, а я купил у него себе на память небольшой кусочек горного кварца, называющегося «каменная роза».
Спуск вниз оказался проще и, оказавшись на асфальтовой дороге, я свернул в сторону перевала Кату-Ярык и долины реки Чулышман – ещё одной достопримечательности Алтая. Через Красные ворота (узкого скалистого ущелья) и мимо мёртвых и живых озёр, сквозь чудесные виды, поля и леса я добрался до перевала длиной 3,5 километра и круто спускающегося в каньон.
После Акташинского ретранслятора, даже по мокрой дороге спуститься вниз труда не составило, а от перевала дорога 77 километров идёт по ущелью вдоль реки до южного берега Телецкого озера. Место считается относительно труднодоступным и туристов туда доезжает немного, на берегу имеются две небольшие турбазы и пристань, с которой можно два раза в неделю на пароме переправиться на другой берег. Над озером то светило солнце, то бушевали грозы, а я просто наслаждался спокойствием и удивительной атмосферой этого прекрасного места.
А затем дорога назад, мимо водопадов, в брод через мелкие ручьи и через чудесные виды до Чуйского тракта и назад в Бийск. Алтай прекрасен, но я увидел только часть его красот и обязательно вернусь сюда ещё, имея в запасе больше времени, чтобы исследовать его более подробно.
Здесь мало машин, нет никаких производств и железных дорог, чистейшие воздух и вода, высокие горы и глубокие озёра. Сам Чуйский тракт – асфальтовая дорога отличного качества, но съехав в сторону, можно найти дороги для настоящих внедорожных приключений.
Если вы хотите отправиться в путешествие по России, но опасаетесь делать это самостоятельно или в одиночку вы можете связаться со мной по эл почте info@rusmototravel.com. Вместе с моими коллегами из компании Рус Мото Тревел мы организуем путешествия по России, и мы будем рады помочь вам, и не важно планируете вы одиночное путешествие или групповой тур.
Всем ровных дорог и интересных путешествий.
Майк
Россия, Москва
Сентябрь, 2018 год