Перейти к основному содержанию

Шлемы для мототуризма - большой обзор от РМТ

Для мотопутешественников очень важны вопросы безопасности и комфорта в дальней дороге, поэтому мы хотим рассказать о таком важном элементе защиты, как шлем.

Мотошлем — это та часть экипировки, которую мы используем каждый раз, садясь на мотоцикл. Голова - самая важная часть нашего тела и выбор комфортного и надёжного шлема требует особого отношения.

Первое, с чего стоит начать – нет идеального решения, так как многое зависит от страны, традиций, климатических условий, рынка, достатка и многих других факторов. Например, в Азии или Калифорнии, где климат теплый, очень популярны шлемы типа Braincap или 3/4, а в центральной или северной Европе с более прохладным климатом и большими скоростями на автобанах – максимально защищающие интегралы, но обо всём по порядку.

 

 

Часть первая: типы мотошлемов

Открытый шлем, он же Half Helmet, Open Helmet или "Половинка". Самые простые и наименее безопасные шлемы, однако, весьма популярные в Азии и среди чопперистов, как раз там, где не подразумеваются высокие скорости и предполагается скорее неспешная езда в жарком климате по городам или локальным дорогам.

Они дешёвые, лёгкие, простые, а в случае поклонников американского типа круизёров – стильные. Безопасность у котелков весьма условная, хотя на "велосипедной" скорости могут спасти от травм головы, к тому же решают вопрос с законом.

Так же за счёт компактности такой шлем можно поместить почти в любую сумку или кофр и выдать пассажиру, в случае необходимости кого-то подвезти. Также такой шлем может быть полезен на обучающей площадке, когда скорости минимальны и нужно хорошо слышать инструктора.

Обзор шлемов от русмототревел

Шлем 3/4, он же Jet или Open Face - уже является более безопасными и к этому типу как раз относятся классические советские мотошлемы. Они защищают всю голову кроме лицевой части.

К их плюсам можно отнести отличную обзорность и вентилируемость, они достаточно лёгкие, часто имею встроенные солнечнозащитные очки, да и в простых очках в них, как правило, удобно.  

Сейчас разные производители выпускают комбинированные варианты – с отстёгивающейся "челюстью", что немного, но добавляет защиты и делает езду более комфортной при прохладной погоде. Такие вариации называю Трансформерами или Crossover. В принципе, к этой категории можно отнести и модели шлемов, у которых "челюсть" откидывается на затылок, превращая его в Open Face.

Обзор шлемов от русмототревел

Интеграл или Full Face - считаются самыми защищающими шлемами, естественно в зависимости от качества, продуманности конструкции и используемых материалов. Конструкция шлема отличается единой компоновкой головной и челюстной частей. Это, наверное, самый популярный тип шлемов у мотоциклистов (не путать со скутеристами в Азии), что возникло на волне популярности спортбайков.

Существует огромное количество моделей интегральных шлемов с использованием различных материалов, форм, типов воздухозаборников и прочих особенностей. Существуют очень лёгкие модели из композитных материалов, с системами подкачки для плотного прилегания внутренней обивки, со специальными гипераллергенными материалами и другими особенностями.

Хорошо продуманный и изготовленный шлем такого типа реально защищает всю голову и лицо и является самым безопасным из всех типов мотоциклетных шлемов. Впрочем, определённые минусы у этой конструкции тоже можно отметить: в таком шлеме нельзя пить или есть, сложно разговаривать с окружающими и у него, как правило, но не всегда, меньше обзорность. Ещё можно отметить, что в жаркую погоду и на маленьких скоростях в нём может быть жарко и душно.

Обзор шлемов от русмототревел

Модуляр или Flip-up - некий промежуточный вариант между интегралом и шлемом 3/4. Его особенностью является челюстная часть на шарнире, которую вместе с визором можно поднять вверх. В закрытом же состоянии он близок к интегральному шлему - имеет полную защиту головы и лицевой части.

У этого типа шлемов также есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести удобство при коротких остановках, когда подняв "челюсть" очень удобно пообщаться, попить воды или что-то быстро перекусить. Не снимая шлем удобно зайти на кассу заправки или сбегать "в кусты". К недостаткам же можно отнести меньшую безопасность, так как шарнирное соединение уступает интегралу на удароустойчивость. Также такие шлемы имеют больший вес и большую шумность.

Обзор шлемов от русмототревел

Кроссовые и эндуро шлемы. Это категория шлемов, как и следует из названия, для езды вне дорог общего пользования на кроссовых и эндуро-мотоциклах. По сути, это те же интегралы, но как правило, с удлинённой подбородочной частью, с козырьком и отсутствием визора, так как при езде по кроссовым или эндуро-трассам используются специальные маски.

Впрочем, сейчас на рынке присутствуют модели оснащённые быстросъёмным визором, которые можно отстегнуть и надеть маску - в зависимости от условий езды и такие шлемы называют Dual Sport или шлемы двойного назначения. Эти шлемы крепкие и надёжные, но плохо приспособлены для высоких скоростей.

Обзор шлемов от русмототревел

Часть вторая: шлемы для мотопутешествий, выбор и особенности

В предыдущей части мы рассказали о том, какие типы шлемов бывают, в этой расскажем о наиболее подходящих шлемах для мотопутешествий и их особенностях.

По нашим личным наблюдениям, самый распространённый тип шлемов у мотопутешественников, это Модуляр/Flip-up, мы постоянно видим их в своих путешествиях у "коллег", в отчётах, в статьях о путешествиях в мотожурналах и конечно, сами ездим именно в таких шлемах.

Идеальных вещей не бывает, но данная конструкция даёт компромисс между защитными свойствами, комфортом и удобством.  Очень часто туристические модуляры снабжаются солнечнозащитным выдвижным визором и козырьком, что очень выручает при езде в условиях слепящего солнца.

В таком шлеме, подняв "челюсть", можно поговорить, попить воды, быстро перекусить или справить иные надобности, поскольку обзор или наклон головы вниз практически не ограничены.

У многих туристических мотоциклов стоит хорошая ветрозащита, поэтому шумность не так критична, а с открытым визором лицо хорошо обдувается, что тоже важно при поездках в жарком климате.

Конечно, такой шлем может проиграть хорошему интегралу при падении на скорости или столкновении, но всё же, туристический мотоцикл – это не спортбайк, а возраст и дорожный опыт у мототуристов, как правило, выше, нежели у любителей полихачить по городу.

Второй по популярности тип шлемов - классические интегралы, которые тоже делятся на спортивные, дорожные и туристические модели. Они популярны у тех, кто ездит на мощных турингах и где скорости часто превышают 150 кмч. Или у тех, кто не приемлет компромиссы в вопросах безопасности и готов пожертвовать некоторыми удобствами ради неё. Также интегралы легче, они менее шумные и имеют большое разнообразие моделей, что для многих тоже немаловажно!

И третий тип шлемов, которые любят мотопутешественники – это эндуро-шлемы, особенно версия со съёмным визором. 

Такие шлемы часто можно увидеть у тех, кто едет в труднодоступные места с большим количеством офф-роуда. Они достаточно лёгкие, с высокой степенью безопасности, с хорошей обзорностью, с защитным козырьком - как раз то, что и нужно за пределами асфальта.

 

Теперь об особенностях шлемов и на что стоит обратить внимание при выборе.

1. Форма скорлупы

Наши головы имеют различные формы и размеры, и они могут значительно различаться. И если с размерами всё проще - в линейках, как правило, есть шлемы от XS до XXL, то с формой всё сложнее.

Насколько нам известно, только фирма Arai выпускает линейки шлемов под различные формы голов, все остальные специализируются на какой-то определённой. И, соответственно, выбирать в первую очередь приходится именно по этому параметру.

Если вам не подошёл Shubert, то возможно подойдёт Shoei или AGV. И наоборот, кому-то идеально садится Shubert и ничто больше.

Обзор шлемов от русмототревел

2. Размеры

Шлем не должен сильно жать и тем более болтаться. Он должен плотно сидеть на голове, не вызывая дискомфорта и не оказывая сильного давления на те или иные части головы. Но надо учитывать, что обивка шлема разнашивается, немного уседает и новый шлем должен быть чуть-чуть сдавливающим, хотя это достаточно субъективный параметр.

Часто рекомендуют в магазине одеть шлем и походить в нём 15-20 минут, чтобы понять, насколько он подходит к вашей голове, не будет ли она испытывать дискомфорт или давления, например, на затылочную часть.

3. Фиксация

В мотошлемах используются три основных типа фиксации подбородочного ремешка.

Первый – застёжка быстрой фиксации, применяемая на скутерных или совсем дешёвых азиатских шлемах. Она не является надёжной и смысла её рассматривать нет.

Второй – D-Ring, очень старый и проверенный тип застёжки и его можно назвать самым надёжным, так как в нём нет механических частей. Но при этом он и самый неудобный, так как застегнуть такой шлем в перчатках очень сложно и в целом, манипуляции с ним занимают время.

Третий – микрометрическая фиксация, которая является и достаточно надёжной, и удобной и большинство брендовых шлемов выпускаются с такой системой. Ещё большой её плюс, что можно быстро отрегулировать степень затяжки ремня, пусть и в относительно небольшом диапазоне.

Выбор фиксации – личное дело, мы сторонники микрометрической фиксации.

Обзор шлемов от русмототревел

4. Визор, солнцезащитные очки и козырёк

Визор – очень важная часть шлема, так как через него мы смотрим с седла мотоцикла и обязаны всё видеть чётко и ясно. Визор не должен иметь оптических искажений, влияющих на ваше восприятие, он должен быть устойчив к затиранию и царапинам, и мы настоятельно рекомендуем выбирать шлем, оснащённый системой Pinlock. Это прозрачная вставка на внутреннюю часть визора с силиконовой прокладкой, делающая из него незапотевающий стеклопакет, что очень сильно выручает в холодную и дождливую погоду и напрямую обеспечивает вашу безопасность.

Ещё мы предпочитаем только прозрачные визоры, так как различные "зеркальные" напыления в тёмное время снижают видимость и могут давать паразитные отражения от фонарей и встречных фар.

Солнцезащитный выдвигаемый  визор очень удобная вещь для путешествий. Он выручает при ярком солнце, а в жаркую погоду позволяет открыть основной визор и при этом защитить глаза, как от солнца, так и от насекомых, пыли или брызг.  При этом быстро выдвигается/задвигается и не давит дужками на виски.

Козырёк – основной атрибут кроссовых шлемов, перекочевавший и на некоторые туристические модели. При хорошей ветрозащите он не доставляет неудобств даже на скорости, но сильно выручает при езде строго на низкостоящее солнце, где не выручает солнцезащитный визор или тёмные очки.

Можно наклонить голову так, чтобы козырёк перекрыл солнце и тогда пусть и не очень удобно, но можно ехать, не будучи ослеплённым. И вторая важная особенность козырька в путешествиях – если вы уроните шлем со стола или с сиденья мотоцикла или просто выроните из руки – вы можете сломать козырёк, но сам визор останется целым!

Найти визор на свой шлем вы не найдете нигде, кроме Москвы и некоторых других больших городов, и то не факт, что он будет в наличии, а не под заказ. А ехать в шлеме, где посередине поля вашей видимости будут заметные царапины – очень некомфортно и небезопасно.

5.  Материалы.

Любой качественный и сертифицированный шлем будет выполнять свои функции и материалы относятся скорее к степени комфорта того или иного шлема. Поликарбонат, стеклопластик или углепластик в качестве внешней скорлупы – это вес. Внутренняя обивка – тактильные ощущения и удобство. Вентиляция – комфорт в жарком климате.

Можно ещё отметить варианты со встраиваемыми гарнитурами, отсеки внутри под динамики и прочие мелочи, но это уже не самое важное в шлеме, а скорее приятные дополнения.

 

Часть третья: Производители и модели туристических шлемов

Сейчас производителей шлемов существует большое множество и все их перечислять нет смысла, мы лишь отметим наиболее известные и зарекомендовавшие себя, разбив их на три группы.

1. Верхний ценовой сегмент, топовые шлема:

  • Shubert - E1, C3, C4
  • AGV - AX-8, AX-9
  • Arai - Tour-X 4, QV-Pro
  • Shoei - Hornet Adv, GT-Air II, Neotec II
  • Klim - Krios
  • Touratech - Aventuro
  • BMW - GS, Motorrad System 7

Обзор шлемов от русмототревел

2. Средний сегмент:

  • Scorpion - ADX-1, Exo-Tech, Exo-920
  • Airoh - Commander
  • HJC - i-90, RPHA-90, C-70
  • Nexx - X-Vilijord, X.Wed
  • Nolan - N100, N40-5
  • Caberg - Tourmax, Horus Scout
  • Bell - MX9 Adventure MIPS, Revolver EVO
  • Shark - EVO ES, Evojet
  • LS-2 - Valiant II

Обзор шлемов от русмототревел

3. Эконом-вариант

  • LS-2 - Metro Evo
  • THH - T797
  • Bogotto - V331
  • O`Neal - Sierra II
  • GMax - GM54S
  • Fly - Trekker

Обзор шлемов от русмототревел

Шлем желательно выбирать из известных и зарекомендовавших себя производителей. Должна быть европейская сертификация ECE 22.05 или американская DOT (является устаревшей).

Так же существуют необязательные сертификации SNELL и SHARP, которые могут в своих рейтингах показать сильные и слабые стороны различных моделей.

Стоит отметить, что сейчас даже бюджетные модели вполне отвечают требованиям безопасности, а экономия достигается за счёт более простой конструкции и качества материалов, что сказывается на весе и эргономике.

Советовать какой-то конкретный шлем или бренд не будем, он все хороши в своих классах, смотрите шлема в живую, пробуйте, мерьте, покупайте что больше подходит именно вам.

Вопросы, комментарии, предложении пожелания пишите нам на info@rusmototravel.com

До встречи на дорогах!